Разновидности мозаичного покрытия, советы профессионалов где лучше использовать такую плитку

Историческая справка

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.

Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.

Материалы для византийской мозаики

Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.

Здание

Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План

Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Выбираем схему

На сегодняшний день собрать битую плитку в единое панно своими руками не составляет большого труда. Первоначально, как говорилось ранее, требуется выбрать схему укладки. Для этого нужно оценить имеющиеся керамические детали, а, точнее, их размер, форму, текстуру и цвет. Именно от оттенка зависит, какое окончательное решение стоит принять. Наиболее распространенный характер носит возможность выкладки по стандартной схеме.

Рисунок из мозаики

Однако в этом случае мозаика зачастую отличается своей монотонностью, поэтому лучше всего ее немного разнообразить. Для этого хорошо подходит битая плитка разных размеров. Кроме того, применяя керамические черепки, следует разбить их по тону, чем можно добиться небольшого отличия по цвету. Также не нужно исключать вариант с окрашиванием кафельных элементов или покрытием их специальной пленкой.

До укладки мозаики своими руками можно сделать несколько экспериментов. Например, разложить битую плитку в виде различных вариантов, но не приклеивать ее. При помощи пестрых деталей создать акценты или выделить всю картину за счет яркого цвета. В принципе ограничений в этом плане нет никаких! Выкладывать же мозаику лучше всего по четко заданной траектории. Помимо этого, стоит заранее перенести рисунок на бумагу, где будут видны все его достоинства и недостатки.

Пол из мозаичного бетона

Впервые подобное покрытие появилось в Венеции, и до сих пор уникальные знания по созданию такой красоты передаются венецианскими строителями своим ученикам

Но, как известно, все, что привлекает внимание человека и нравится ему, со временем становится достоянием всего мира, а потому венецианская технология монтажа мозаичных полов распространилась теперь по всем странам. Название у такого пола тоже «венецианское» – терраццо

Некоторые варианты пола терраццо

Мозаики пола дворца Ка’ д’ Оро в Венеции

Сейчас мозаичные полы можно увидеть в строениях различного назначения. Как правило, обустраиваются они в холлах, больших залах, офисах. Но, к сожалению, традиции часто вытесняют новые веяния и все чаще в зданиях можно увидеть не мрамор или мозаику на полу, а обычный ламинат или плитку.

В основе мозаично-бетонного пола лежит, как нетрудно догадаться, сам бетон, а также мраморная крошка, оставшаяся после обработки этого камня. В таком покрытии бетонная смесь становится прочной основой пола, а мелкие кусочки мрамора выступают наполнителем или закрывают поверхность бетона. Кстати, вместо мраморной крошки иногда используются и другие минералы или вовсе не относящиеся к этой группе материалы.

Устройство бетонных полов из мраморной крошкой

Сам по себе мрамор – это натуральная горная порода, которая хорошо известна своими прочностными характеристиками и уникальной структурой. Материал не поглощает воду, устойчив к физическим воздействиям, не боится попадания на поверхность различных химических веществ. Именно поэтому мрамор довольно часто используется в строительной сфере. А его красивый внешний вид позволяет расширить рамки использования камня и применять его для отделки.

Мраморная крошка

Толщина бетонной стяжки, изготавливаемой обычно из песчано-цементного раствора, составляет 20-35 мм, а при условии, что монтируется подогрев полов – 40 мм и более. Она служит прочным основанием для мозаично-каменной смеси. Толщина последней составляет 15-25 мм и часто зависит от размеров фракций наполнителя.

Интересно, что по своей прочности бетонно-мозаичные полы, содержащие мраморную крошку, нисколько не уступают самому мрамору. Такое покрытие надежно, крепко и способно служить десятилетиями без потери эксплуатационных характеристик и без ремонта. А вот стоить такой пол будет дешевле, нежели цельные мраморные плиты.

Полы цементные (а) и мозаичные (б) по грунту

Интерьер

В базилике два входа — один — по апсидной оси, другой — смещенный от центра. Концепция пространства этого здания очень отличается от традиционных итальянских моделей. Оно то и дело расширяется, разворачивается и выгибается во все стороны, размножаясь в глубину и высоту.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерийБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий

Пространство базилики Сан Витале невозможно объять взглядом, это постоянная погоня за изгибами, вращение поверхностей. Многочисленные перспективы впечатляют ещё и за счёт эффекта света, проникающего сквозь диафрагмы трехслойных окон под разными углами, подчёркивая ценность полихромного мрамора и великолепие знаменитых мозаик. Византийский вкус и представление о красоте отражаются в Сан-Витале также в резных каменных плитах, украшенных стилизованными растительными мотивами, павлинами и голубями, и в корзиновидных капителях, высеченных, возможно, непосредственно в Константинополе. Капители напоминают богатые вышивки с резными зооморфными фигурами.

Базилика Сан-Витале, Равенна. Капители

Материалы для изготовления мозаики

Керамическая мозаика.

Керамические чипсы внешне похожи на обычную плитку, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть глазурованной, а может быть с мелкими трещинками по поверхности, иметь разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Обычно керамические чипсы квадратные или прямоугольные. Подходят для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь, спален и прихожих. Единственный недостаток неглазурованной керамики — пористая структура, со всеми вытекающими последствиями.

Существует и малопористая керамика. Материал отличается низким водопоглощением и высокой морозоустойчивостью, что незаменимо, например, для бассейнов. Специальная глазурь препятствует образованию на поверхности плитки водного камня и сохраняет цвет под воздействием воды и агрессивной среды.

Природный камень.

В производстве мозаики используют самый разный камень, начиная с природного туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы. Цвет природного материала неповторим, что делает мозаичное изображение особенным. Камень можно полировать, а можно состарить — тогда цвет будет приглушенным, а края более гладкими. Выпускают чипсы разной формы — от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50х50 мм. Их широко применяют для отделки полов, дорожек, двориков. Для ванн и бассейнов используют камни, которые не впитывают влагу.

Искусственный гранит.

Искусственный гранит сочетает в себе первородную природную основу и современные технологии (смешивают с битым зеркалом). Получается сверхпрочная облицовочная плитка с эффектом внутреннего свечения. По желанию заказчика при оформлении интерьера материалы можно комбинировать: гранит, мрамор, зеркало. Благодаря своим высоким эксплуатационным и декоративным свойствам может быть использован для покрытия стен и полов разнообразных помещений, ступеней лестниц, в ванных комнатах и бассейнах.

Смальтовая мозаика.

Венецианская смальта — это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавали мозаики Византийской империи. Секрет ее изготовления передавали от отца к сыну и скрывали от чужаков. Сегодня технология производства смальты изобретена заново: стекло обрабатывают различными оксидами металлов и нагревают до высоких температур. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным средам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком — из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной.

Венецианское стекло.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Известно, что стекло имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Палитра венецианского стекла настолько разнообразна, что трудно поддается описанию. Самая распространенная форма наборных элементов — квадратная. Существуют чипсы трех размеров: 10х10, 20х20, 50х50 мм, толщина колеблется от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем детальнее будет изображение и точнее прорисовка изделия.

Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и пол в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, каминов, фасады зданий.

 

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
11.11.22 22:43

Как правильно подавать милостыню?
14.11.22 09:43

Действительно ли в земной жизни необходимо страдать?
09.11.22 10:55

9 ноября – день памяти преподобного Нестора Летописца, Печерского
09.11.22 10:33

Гений Достоевского глазами западных мыслителей
11.11.22 09:40

Погиб клирик Северодонецкой епархии УПЦ
14.11.22 16:39

Богословие музыки, или Чего мы не знаем о церковном пении?
14.11.22 14:10

Почему нам посылаются скорби? Ответы новомучеников
09.11.22 14:02

15 ноября – празднование в честь иконы Божьей Матери Одигитрия, именуемой Шуйской (Смоленской)
15.11.22 08:51

Митр. Антоний (Паканич): Как научиться переносить сложные времена?
14.11.22 14:03

Типы мозаики для укладки

Типы мозаики несложные, но они определяют последующие работы по укладке на основание.

Различают 2 типа мозаики по виду основы:

  1. Мозаика, нанесенная на сетчатую либо бумажную основу;
  2. Отдельные колотые элементы из различных видов камня, битой плитки или из металла.

Также есть мозаики по типу сборки:

  1. Матричные (при этом мозаика собирается на матрицу);
  2. Художественные (собранные вручную художниками-мозаичистами).

И типу рисунка:

  • Фоновая мозаика — монохромный цвет;
  • Растяжка (sfumature) – цвет меняется от светлого к темному и наоборот;
  • Разнотон (сочетание нескольких цветов мозаики, при этом отдельные листы при укладке создают единую поверхность).

Преимущества материала

Мозаика не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Это обусловлено множеством достоинств, которые отличают данный материал. Перечислим некоторые из них.

  • Прочность. Плитка не портится от перепадов температур, а также характеризуется устойчивостью ко влаге. Мозаике не страшны механические повреждения, она не трескается и не деформируется. К тому же, внешний вид плитки и насыщенность красок не меняются под воздействием солнечных лучей.
  • Долговечность. За счет своих качеств мозаика прослужит много десятилетий. Поэтому если вы украсите свой интерьер мозаикой один раз, вам не придется больше думать о ремонте.
  • Эстетичность. Панно и фрески, сделанные из римской мозаики, выглядят просто потрясающе. Они преобразят любой интерьер и придадут ему особый и неповторимый стиль. А варианты картин, которые можно создать при помощи этого материала, могут быть самыми разнообразными.
  • Практичность. Покрытие из мозаики не требует особого ухода. Ее легко очистить от любых загрязнений, не прилагая усилий и не тратя много времени.
  • Еще одним преимуществом римской мозаики является простота ее реставрации. Поскольку общая композиция состоит из множества отдельных элементов, их получится легко обновить при необходимости. Это делает срок службы такой плитки еще больше.

Несмотря на все плюсы данного материала, следует отметить и пару недостатков.

У вас не получится сделать качественное панно из римской мозаики своими руками, если вы не имеете подобного опыта

Для этого придется нанимать профессионалов и приготовиться к тому, что процесс весьма трудоемкий и занимает немало времени

Также немаловажно и то, что стоимость оформления при помощи римской мозаики по карману не каждому. Особенно если речь идет о больших площадях

Эстетика

В византийском религиозном искусстве, в отличие от классического греческого и римского искусства, предшествовавшего ему, символизм стал важнее реализма. Вместо того, чтобы концентрироваться на создании максимально реалистичных изображений, художники-мозаики того времени хотели создавать идеализированные, а иногда и преувеличенные изображения того, что существует внутри души человека. Кроме того, при использовании в религиозном пространстве общий эффект, создаваемый морем сверкающих, ярко окрашенных и позолоченных мозаик, имел приоритет над буквальным реализмом. Целью художника было создать общее чувство благоговения, пребывания в духовном царстве или даже ощущение присутствия Бога. Детали не должны были отвлекать от основной темы.

Однако не все византийские мозаики носили религиозный характер. Фактически, мозаичное искусство обычно использовалось для украшения полов и стен общественных и частных пространств геометрическими узорами и светскими фигуративными предметами.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.

Собор в Чефалу, XII век Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

    • Главная   • История смальты   • Византийские мозаики из смальты  

Какую мозаику можно класть на пол в душе. Преимущества душевой с мозаичным полом

Современные душевые кабины изготавливаются из металла, пластика и гибридных материалов. Такие конструкции легки, мобильны, но главный недостаток любой модели – невысокая прочность и стандартный дизайн. Если есть желание сделать что-то эксклюзивное, тогда укладка мозаики на полу в душевой кабинке – оптимальный тандем эстетики и практичности. Есть масса достоинств у такой конструкции:

  • Долговечность. Материал надежен, может прослужить не одно десятилетие, выдерживая любые нагрузки.
  • Удобство. Кабинка с полом, выложенным мозаичной плиткой, можно разместить в любом удобном месте, применяя различные составляющие.
  • Эстетика. Мозаика на полу – это стильно и оригинально. Из разнообразия расцветок и фактур плитки , которую предлагает интернет магазин DillMart, можно выкладывать любые узоры, создавая авторский дизайн ванной.
  • Практичность. Кафель или керамика изготавливается на глиняной основе, что позволяет поверхности не впитывать влагу.
  • Простота укладки. Чтобы выполнить укладку пола из мозаики, не требуется специальных навыков, только базовые знания технологии. С работой справиться даже новичок в сфере ремонта.

Из незначительных минусов такого решения можно назвать всего один: плитка является холодным материалом, и, становясь под душ, некоторые испытывают дискомфорт. Проблема легко решается, ведь керамика быстро нагревается до нужной температуры под воздействием горячей воды. Вспомогательным решением может стать монтаж теплого пола на данном участке.

Используемые материалы

Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.

Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.

Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:

  • темный мрамор для фона;
  • яшма;
  • аметист;
  • бирюза.

Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.

Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев

Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных

Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.

Стекло

Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.

Есть две основные категории стеклянной мозаики:

  1. Для украшения потолка, пола.
  2. Для декора мебели, аксессуаров.

Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.

Керамика

Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:

  • твердая и прочная;
  • отлично сопротивляется износу;
  • устойчива к коррозии;
  • электрически изолирована;
  • устойчива к воздействию химикатов;
  • подходит для отделки любой поверхности;
  • имеет низкую теплопроводность.

Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.

Приложения

Список используемой литературы

Работа

  • Катрин Бальмель, Жан-Пьер Дармон, Мозаика в римских галлах, A&J Picard, 2017.
  • Отец Арто, Краткая история мозаичной живописи, Лион, 1835 г.
  • Б. Андреа, Antike Bidmosaiken, Майнц-сюр-ле-Рейн, 2003.
  • К. Бальмелль и др., Геометрический декор римской мозаики, I. II. Париж, 1985 – 2002 гг.
  • С. Balmelle, М. Blanchard-Lemée, JP Дармон, H. Лавин, новые вклады в знания галло-римской мозаики, в VII – й международной конференции по изучению древней мозаики , Тунис 3-7 октября 1994 г., стр.  627-637 .
  • К. Бальмелль; Х. Эристов; Ф. Монье, Декор и архитектура в Галлии между античностью и высоким средневековьем . Материалы международной конференции, Университет Тулузы II, Le Mirail, 9-12 октября 2008 г. (Дополнение Aquitania, 2011 г.).
  • А. Бен Абед Бен Хадер, Изображения камня, Тунис в мозаике, Париж, Ars Latina, 2003.
  • В. Блан-Бихон и П. Блан, «Мозаика», в Музее античного искусства, Арль, Actes-Sud, 1996, с.  100-111  ; 2002 г. переиздание.
  • А. Бланше, La Mosaïque, Париж, 1928.
  • П. Бруно, «Античная мозаика», Париж, 1987.
  • А. Шантрио, «Замечания по технологии некоторых галло-римских мозаик», в П. Шардрон-Пико, Аспекты ремесел в городских районах: Галлия и римский Запад, Труды международной конференции Отена, 20-22 сентября 2007 г., Дижон 2010, стр.  231-234 .
  • (la) Дж. Чампини, Vetera munimenta in quibus praecipue musiva opera… illustrantur, Рим, 1690.
  • (en) К.М.Д. Дунбакин, Мозаики греческого и римского мира, Кембридж, 1999.
  • (la) Дж. Фуриетти, De musivis, Рим, 1752 г.
  • П. Гауклер, Примечание о некоторых мозаиках из Прованса, Археологический бюллетень Комитета, 1901 (1902). п.  336-346 .
  • É. Герспах, La Mosaïque, Париж, 1881 г.
  • Андре Жирод, «История Прованса в мозаиках», в садах Магали, Лаурис.
  • Марк Гайяр, Современная мозаика: Яйцо, учебный центр, 1960–1990-е гг., Париж, Массен,2007 г., 140  с. ( ISBN  978-2-7072-0547-6 )
  • С. Джабер и другие, Image de Pierre, Ars Latina 15, 2002, 448. стр.  200 ( ISBN   ) .
  • Х. Лавань, La Mosaïque, колл. “Что я знаю? ” N о  2361), Париж, 1987.
  • П. Ле Вьей, Очерк мозаичной живописи, Париж, 1768 г.
  • П. Маккер, Le Quartier Picassiette, эссе о городском социальном развитии, Париж, Éditions l’Harmattan, 2008.
  • Э. Мюнц, «Первые историки римской мозаики», в Homage to Paul Fabre, Paris, 1902. p.  478-495 .
  • Коллективная, Общая коллекция мозаик Галлии, ( X – е дополнение к Галлии ): 13 томов, опубликованных между 1957 и 2000 годами .
  • У. Паппалардо и Р. Чиарделло, Греческие и римские мозаики, Париж, Цитадели-Мазенод, 2010.
  • Карло Бертелли ( перевод  с итальянского), Les mosaics, Paris, Bordas ,Сентябрь 1993 г., 360  с. ( ISBN  2-04-027012-4 )Французское издание под редакцией Жоэль Файт, перевод Рауля де Мерлеймона.

Статья в прессе

  • А.А. Малек, «Пропущенная жертва в Ламбезе», Археологический обзор, II, 2008, с.  283-291 .
  • Коллективное, «Мозаика, пол украшение», Les Dossiers d’Archeologie, п о  15, марта-Апрель 1976 г..
  • Коллективная, «Римская мозаика, золотой век африканской школы», Les Dossiers d’Archeologie, п о  31, ноября-Декабрь 1978 г..
  • Коллективные, «Древняя мозаика», Les Dossiers d’Archeologie, п о  346, июль-август 2011 г..
  • Авторитетные записи  :

    • ( )
  • Примечания в общих словарях или энциклопедиях  :
  • Ресурсы изобразительного искусства

    (in)  Grove Art Online

     :

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.


Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Как выложить мозаичную плитку?

Мозаичные модули бывают разные, сегодня их производят из стекла, керамики, полимерных материалов – конечного потребителя это должно мало интересовать. От исходных материалов зависит долговечность изделия и его цена. Выбирать мозаику следует, опираясь на собственный вкус и планируемый дизайн помещения.

Единственное, на что следует обратить внимание – основа. Может быть закреплена плитка на сетке или на плотной бумаге

От этого зависят некоторые нюансы – как мазать клей, и какой стороной прикреплять. Главное – не перепутать.

Этапы укладки:

  • подготовка поверхности;
  • выполнение необходимых замеров;
  • приготовление клея;
  • нанесение клея на поверхность;
  • приклеивание модуля;
  • выравнивание;
  • затирка швов.

Затирка швов плитки

Керамическая мозаика: общие сведения

Представляет собой наборное изображение, где в качестве составных частей выступает мелкая керамическая плитка (либо ее обломки). Особенности данного мозаичного типа заключаются не в способе создания изображения или методе укладке, а в особых свойствах составного материала. И во главе угла здесь стоит показатель многообразия различных технических свойств, к коим относят:

  1. Водостойкость – она определяется на основе коэффициента водопоглощения. Для керамики эти границы составляют от 0,5 до 20 процентов, что зависит от производственного материала. Рассматриваемый тип мозаики изготавливают из разной керамики (даже из керамогранита, в некоторых случаях),  поэтому, для оформления помещения подбирают такой тип, который бы соответствовал целевому назначению комнаты. Например, для размещения в гостиной керамического панно, возможно применить достаточно пористый керамический материал – майолику, но если стоит задача по облицовке чаши бассейна, то показатель водостойкости мозаики должен быть высоким (лучшим решением станет белая глазурованная керамика с водопоглощением не менее 3%).
  2. Устойчивость к истиранию – как и любая мозаика, керамическая имеет свой класс износостойкости. Этот показатель также потребуется учитывать при отделке определенных поверхностей. К примеру, для напольного покрытия следует использовать материал достаточно толстый, с классом истираемости от 2 до 5. Для сухих стен, в принципе, подойдут любые образцы.
  3. Морозостойкость – данный параметр будет играть важнейшую роль при облицовке внешних (уличных) конструкций, к которым можно отнести фасад, площадку или крыльцо. Для внутренних помещений морозостойкость большой роли не сыграет.
  4. Свойства скользкости – для облицовки стен, потолка, они, конечно, не будут особо важны, поэтому для этих поверхностей допускается использование мозаики, покрытой блестящим глянцем. А вот для напольного покрытия потребуются матовые или сатинированные образцы. С другой стороны, ввиду того, что элементы в мозаичном полу даже на панно довольно-таки малы, то роль противоскользящего материала может сыграть обыкновенная затирка, которую заливают в соединительные швы. Соответственно, даже для напольного покрытия возможно применить глянцевую керамику;
  5. Оригинальность дизайна – для рассматриваемого вида мозаичного оформления могут использоваться как одноцветные элементы, так и имеющие различные включения и наполнения, вплоть до мельчайших изображений. Чаще всего, профессионалы все же используют простой узор или имитацию какого-либо природного материала – от дерева до камня. Поверхность тоже может быть любой — и рельефной, и структурированной, и простой гладкой;
  6. Особенность монтажа – в отличие от большой керамической плитки, мозаичную допускается укладывать как на ровную, так и на выпуклую поверхность.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.

Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Процесс поклейки модулей

Наносить клей следует рельефным шпателем. В какую сторону делать бороздки – не имеет значения.

Важно! Если поверхность клея взялась плёнкой, нужно его ещё раз размазать – иначе плитка долго не продержится. Если плитка на бумажной основе, клей следует наносить «точечками»

Достаточно пяти: четырёх по углам и одной – в середине. Количество клея должно быть таким, чтобы он при надавливании распространился на всю площадь плитки

Если плитка на бумажной основе, клей следует наносить «точечками». Достаточно пяти: четырёх по углам и одной – в середине. Количество клея должно быть таким, чтобы он при надавливании распространился на всю площадь плитки.

Поклейка модуля:

  • следует аккуратно распрямить и прижать его: небольшое количество клея должно выступить;
  • плитка на сетчатой основе крепится мозаикой наружу;
  • модуль на бумажной основе крепится мозаикой внутрь. Бумага потом снимается. Чтобы отделить основу, достаточно её намочить.

Как и кафель, укладывать мозаику на стену следует начинать с угла. Опытные строители-отделочники советуют выбрать угол, который первым бросается в глаза.

Обычную плитку разрешается крепить прямо на сырую шпаклёвку. Можно ли так поступить с мозаикой? Да, только если планируется отделать ею, например, спальню или гостиную. Для влажных помещений этот метод не годится.

Далее, нужно тщательно разгладить приклеенный модуль тёркой и убирать ненужное. Влажной тряпкой следует вытереть пятна от клея и другие непотребности. Не следует оставлять это на потом: грязь застынет, и избавиться от неё будет трудно.

Мозаичная плитка в интерьере: фото идеи

Декорирование экрана камина серебристой мозаикой. Поверхность мерцает и переливается под бликами огня, создавая иллюзию движения.

Облицовка стен и потолка в ванной – распространенный метод оформления «влажной» зоны квартиры и дома.

Мозаика все чаще стала использоваться для оформления рабочего фартука на кухне. Такое решение придает изысканности и респектабельности традиционному интерьеру.

Столешница из мозаики – яркий акцент в интерьере кухни, гостиной или ванной комнаты.

Укладка мозаичной плитки: видео

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий