История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция

Историческая справка

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

Вечная красота

Пика популярности итальянская мозаика достигла в XVII–XVIII веках. Мебель, картины и целые стены, декорированные в такой технике, поражали своей изысканной и немеркнущей красотой людей по всей Европе. Мастера флорентийской мозаики появились во многих странах, в том числе и в России. Величайшим шедевром, созданным с помощью инкрустации из камня, считается знаменитая Янтарная комната.

Сегодня для изготовления «живописи из камня» применяются новейшие технологии и современные материалы. Отдельные детали часто вырезают с помощью лазера, управляемого компьютером. Но и в этом случае флорентийская мозаика остается очень трудоемким и дорогостоящим способом декорирования. Творения мастеров, работающих в традиционной ручной технике, ценятся на уровне подлинников классической живописи.

В флорентийской мозаике изображение набирается из разноцветных камней твердых пород, используются полудрагоценные камни — агаты, яшма, гелиотроп, лазурит, перламутр, ониксы, горный хрусталь. Тонкие пластины камней наклеиваются специальной мастикой на черный шифер или черный бельгийский мрамор.Контуры фрагментов камня определяются линиями изображенного рисунка (в отличие от более простой техники римской мозаики, где используются мраморные плитки простых геометрических очертаний) .

Естественный цвет и рисунок камня становится основным изобразительным средством. Подбор камня по контуру, рисунку прожилок и цветовому оттенку составляет основу искусства мозаичиста.

В итоге его работы возникает картина, с одной стороны демонстрирующая чудо человеческой виртуозности, с другой — как бы созданная самой природой из естественных камней с их уникальным рисунком и цветом.

Флорентийская мозаика — изобретение позднего Ренессанса. Первая крупная мастерская художественных мозаичных работ во Флоренции была основана в 1580 году семьей Медичи. Наиболее совершенной работой ее мастеров считается восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами (сейчас в галерее Уффицци) . Он был сделан под руководством Якопо Отелли по рисунку группы художников во главе с Бартоломео Лигоцци. Сохранилось свидетельство, что двадцать два мозаичиста трудились над ним в течение двадцати пяти лет, начиная с 1613 года. В конце XVIII — начале XIX века техника флорентийской мозаики вызвала подражания, впрочем, не слишком многочисленные из-за ее сложности. Мозаичные мастерские возникают в Милане (мастерская Джакомо Раффаэлли) , в Англии (Дербишир) и в России (Петергоф) . В самой Флоренции традиции мастерской Медичи достойно продолжают мастерские Буонсиньи и Бьянкини.

Сложность изготовления, использование полудрагоценных камней, длительность работы (без современного оборудования на изготовления одной мозаики уходили десятилетия) — все это делало мозаику исключительно аристократическим, чаще всего придворным жанром. Лишь немногие страны смогли позволить себе содержать собственную мозаичную мастерскую. Россия принадлежала к их числу. В России техника флорентийской мозаики получила новые изобразительные возможности, благодаря некоторым техническим изменениям. Эти изменения были внесены после изобретения в конце XVIII века «русской» мозаики. Так называют мозаичные работы с использованием тонких пластин малахита, лазурита, кушкульдинской яшмы, агатов и других ценных камней, которые нельзя получить в виде цельных крупных блоков. Для создания имитации монолита пластины тщательно подбирают по рисунку камня. Данная техника широко применялась русскими мастерами при создании Малахитового зала Эрмитажа. , знаменитой Янтарной комнаты, Лионского (лазуритового) зала и Агатовых комнат Екатерининского дворца, где создается ощущение, что декор стен состоит из цельных блоков цветных камней. Интересным примером может быть интерьер Павильонного зала Малого Эрмитажа. , выполненный А. Штакеншнейдером (1850). В этом огромном двухсветном зале с верхней галереей сложно сочетаются классические архитектурные формы с элементами мавританского стиля. Обилие и вычурность украшений аркад, позолота, полихромия мраморных ниш и фонтанов с орнаментом восточного рисунка, хрустальные люстры в стиле XVIII века создают экзотический и пышный интерьер.

Разновидности и характеристики

Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:

  • мрамор;
  • лазурит;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин;
  • яшма;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • бирюза;
  • халцедон;
  • аметист и так далее.

Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:

  • фигуры людей, птиц и животных;
  • пейзажи;
  • цветочные и прочие растительные узоры;
  • библейские и фантастические сюжеты.

В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.

Византийский стиль

В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.

Юстиниан и его свита, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды

Те немногие элементы, которые пытаются контекстуализировать сцену, как в панно Феодоры, абсолютно условны. Понятно, что художника совершенно не интересовало правдоподобное воспроизведение действительности. Юстиниан и Феодора — это не просто изображения мужчины и женщины, а символические фигуры, неподвластные времени. Этими фигурами художник хотел выразить саму концепцию власти.

Принципы иконографии

В эпоху Юстиниана техника мозаики достигла уровня совершенства и стала незаменимым инструментом для украшения архитектуры и выражения новых доктринальных программ. Для византийской художественной культуры, по сути, образный цикл мозаики был не только драгоценным украшением для архитектуры, но и выражением философии в художественной форме.

Во всех византийских мозаиках, как и в иконах, фигуры теряют всякую телесную суть, а их окружение лишается пространства, в котором можно двигаться. Иконографические принципы византийского искусства возводят каждую фигуру в символ. Художественные каноны Византийского мира были не менее жесткими, чем моральные устои того времени: позы, одежда, пропорции и выражения фигур были строго установлены. У византийского художника, как и у египетского, не было возможности изобретать что-то новое.

Феодора и её свита, 532-547, фрагмент, Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды

Джулио Карло Арган, один из величайших искусствоведов ХХ века, писал, что на идеологическом уровне «техника мозаики представляется идеально соответствующей мышлению того времени : техника мозаики — это метафора искупления — переход материала из матового состояния в прозрачное, светлое, духовное, космическое». В основе такого массового использования мозаики лежит фактически христианское представление о красоте. Глубоко отличаясь от классического идеала, христианская красота проистекает не из возвышения природы, а из преодоления физических границ тусклой и тёмной материи, которая будет приведена в духовное состояние с присущим ему свету и яркости.

Христианское пространство состоит прежде всего из света. Мерцающий золотой фон больших мозаичных поверхностей, символическая интерпретация божественного света, вдохновляет и восхищает верующих. Мозаика является возможностью сублимировать скучную и несовершенную материю. Поэтому византийские художники изначально выбирали такие драгоценные материалы, как золото например, которые лучше поддаются игре света, «преображаясь» сами в свет.

Краткое описание

В историческом центре Венеции, на площади Сан-Марко, крылатый лев, вознесённый на колонну, неусыпно охраняет Собор святого Марка и Дворец дожей.

Вид на собор святого Марка и кампанилу собора святого Марка с площади святого Марка

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка — небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.

По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Собор святого Марка с часовой башни Святого Марка

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

Собора святого Марка с кампанилы собора святого Марка

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами. Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Римская мозаика

Римская мозаика — мозаика, набираемая из маленьких разноцветных кубиков полудрагоценных или поделочных камней или смальты. Малые размеры камня способствуют изяществу и высокой точности изображения. Эта техника выкладывания мозаики зародилась в Древнем Риме, а римляне, в свою очередь, переняли её от греков.

Особенное развитие искусство мозаики получило при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, когда в Древний Рим стали стекаться большие богатства с завоёванных территорий. Первые образцы римской мозаики — довольно простые, представляющие орнаменты из геометрических фигур, датируются II в. до н.э. С развитием художественного мастерства в мозаике воплощались изображения животных и людей, и даже развёрнутые сюжетные сцены. Хотя бы одна мозаика, украшавшая пол или стены, имелась в каждом древнеримском зажиточном доме.

Мозаика во Флоренции. 5 век н.э. Раскопки под собором Санта Мария дель Фьоре

В разрушенных вулканом Помпеях были обнаружены мозаики, изображавшие собаку, иногда — дополненные словами Cave canem («Берегись собаки»)

Так что наши таблички на заборах «Осторожно, злая собака!» имеют корни как минимум древнеримские. В Римской Империи подобные мозаичные таблички выкладывались перед входом в дом

Собаки изображались по-разному: с оскалом, на цепи, или свернувшаяся в клубок.

Помпейские мозаики Cave canem

Первые мозаики набирались из гальки — из целых, не расколотых камушков. Предположительно, римская мозаика и появилась в результате развития техники галечного мощения, излюбленного напольного покрытия в Средиземноморье.

Мощение площади в Монако

По сей день можно встретить огромное количество примеров галечного мощения на Лазурном берегу Франции, Италии и Испании.

Римская мозаика собирается из модулей определённого размера. Это, собственно, и отличает её от всех прочих видов мозаики. Мозаичные модули могут быть самых разных размеров: от микроскопических, меньше булавочной головки, до огромных — таких, как на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве.

Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»

Первоначально римская мозаика делалась из камня, впоследствии была изобретена смальта. Смальта — это заглушённое, то есть непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого замечательного материала, как смальта, римская мозаика заиграла новыми, мощными, сочными красками, стала более доступной, так как стекло, в целом, дешевле, чем натуральный камень.

Римская мозаика, из какого бы материала она ни была выполнена, укладывается на ровное подготовленное основание, на специальный клей, подобранный в соответствии с выбранным основанием, после чего швы между модулями затирают затиркой. Цвет затирки также очень важен, так как от него не меньше, чем от цвета основного рисунка, зависит общее впечатление от работы. Традиционно применяют серую или белую затирку, но можно встретить и другие цвета. Очень эффектно смотрится чёрная затирка, так как на чёрном любые другие цвета смотрятся особо сочно.

Самые знаменитые мозаики находятся в Италии в Ровенне, Венеции, Ватикане.

Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко

Византийский мозаичист 9 века — Мозаики в Айя София, Христос

Это интересно: Поддон для душа из мозаики (33 фото) — поддон на пол в душевой кабине из плитки, какую можно класть, противоскользящая поверхность для сиденья

Ранний период

Базилики Сан-Витале

Дополнительная информация:

Дополнительная информация: Ранневизантийские мозаики на Ближнем Востоке

Обращение Константина в христианство привело к обширному строительству христианских базилик в конце 4-го века, в которых были мозаики пола, стен и потолка. принят для христианского использования. Самые ранние образцы христианских базилик не сохранились, но мозаики Санта-Констанца и Санта-Пуденциана, относящиеся к IV веку, все еще существуют. В другой великой константиновской базилике, церкви Рождества в Вифлееме, частично сохранился первоначальный мозаичный пол с типичными римскими геометрическими мотивами.

Правление Юстиниана I в VI веке совпало с первым золотым веком Византийской империи. В 537 году он завершил строительство нового патриаршего собора в столице Константинополе, который должен был стать глобальным центром Православной церкви: Святой Софии. В то время это было самое большое здание в мире и считалось воплощением византийской архитектуры. Собор был полностью украшен, несомненно, одними из самых невероятных образных мозаик того времени, но, к сожалению, все они были уничтожены во время последовавших за ним иконоборцев. Самые старые мозаики, которые существуют сегодня в соборе Святой Софии, датируются 10–12 веками, а не этим ранним периодом.

После разграбления Рима Равенна стала столица Западной Римской Империи с 402 по 476 год, когда империя рухнула после завоевания Теодориком Великим и остготами. В то время как Равенна находилась под контролем готики, арианцы покровители приступили к реализации известной программы строительства часовен и баптистерий в Равенне. В 535 году город был завоеван Юстинианом I, который создал экзархат Равенны, что фактически сделало Равенну центром византийской власти на Итальянском полуострове. Православные епископы под руководством Юстиниана продолжили и расширили строительство базилик до соседнего портового города Класс, заказав одни из лучших мозаик в мире. Сохранившиеся памятники, некоторые из которых возникли еще до Экзархата, включают базилику Сан-Витале, архиепископскую часовню, арианский баптистерий, неонийский баптистерий, Мавзолей Галлы Плацидии, Базилика Сант’Аполлинаре Нуово, Мавзолей Теодориха и Базилика Сант’Аполлинаре в Классе. Все восемь этих памятников включены в список UNESCO Всемирного наследия как превосходные образцы раннехристианского мозаичного искусства.

РотондеСалониках

Хотя это, возможно, самое известное, Равенна отнюдь не единственное место, где ранние византийские мозаики хорошо сохранились. сохранились сегодня. Город Салоники в Греции был вторым по величине городом империи как по богатству, так и по размеру, и, как и Равенна, его раннехристианские памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шедевры раннего мозаичного искусства в Салониках включают Церковь Осия Давида, Святой Деметриос и Ротонду.

. Кроме того, археологические открытия XIX и XX веков обнаружили множество ранневизантийских мозаик на Ближнем Востоке, включая карту Мадабы в Иордании, а также другие образцы в Египте, Ливане, Сирии, Израиле и Палестине.

Особенности композиции

В отличие от многих античных изображений, христианские создавались с «пропагандистской» целью

Художникам важно было донести до населения определенные идеи. Поэтому точность и искусность художественного изображения стало движущей силой для развития этого искусства.
Добиваясь максимальной выразительности, мастера разрабатывали и совершенствовали методы получения новых оттенков и техники укладки. 
Поздние образцы демонстрируют уже более правильное и пропорциональное изображение человеческого тела

Фигуры иногда изображаются в движении или в повороте.
Композиция изображений всегда соответствовала строгим христианским канонам. Соборы всегда украшали по определенной системе, символизирующей единство Неба, Рая и земного мира.
Каждое изображение было строго на своем, определенном канонами месте.

Этапы развития

Много столетий насчитывает история византийской мозаики. Первые образцы, которые нашли археологи, датировались вторым веком до нашей эры. А из сохранившихся известны панно III -го столетия. Известные образцы византийской мозаики находятся в Константинополе, Айе-Софии.

Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.

Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены.

Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты. Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.

Художественные особенности

Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.

Основные особенности византийской мозаики:

  1. Золотой фон, на котором выделялись фигуры. Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей. Причем при колеблющемся свете свечей фигуры казались живыми и движущимися. Это должно было производить неизгладимое впечатление на собравшихся прихожан.
  2. Византийские мастера обязательно выкладывали контуры фигур, что придавало им больше четкости. С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к. картины располагались на высоких потолках или дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят выразительнее и эффектнее.
  3. Большое разнообразие цветов и оттенков делало изображения почти живыми и объемными.
  4. Цветное стекло – очень выигрышный материал по сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или множестве свечей просто потрясает воображение яркостью и сочностью красок.
  5. Эти картины были главным декором соборов, базилик и других подобных сооружений, они были рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон, контуры и некоторая «неровность» изображений, что придает им глубины и выразительности.
  6. По сравнению с античными изображениями, ранние мозаичные фигуры более условными, более символичными. Ведь они изображали не простых людей и окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса Христа, Богоматерь или императоров.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

Метафора мозаики в науке

Термин «мозаика» часто используется в метафорическом смысле в науке и особенно в биологии: гены (см. Мозаику (генетика), вирус табачной мозаики (см. Мозаику (патология растений), мембранную мозаику, химеру и т. Д.) Жорж Шапутье предложил концепцию мозаики для определения сложности живых существ, поскольку на каждом уровне живых существ (клетка, организм, популяция и т. д.), как и в мозаике в художественном смысле, «целое» оставляет большую часть автономии к его людям. частям, которые затем ведут себя немного как тессеры. Этот термин был расширен Жаном Аудузом и его сотрудниками на звезды, робототехнику и городское планирование . В социальных науках обращение к мозаике является техническим и метафорическим предлогом для обеспечения Развитие района Hauts de Chartres, место бывшего транзитного города, положило начало району Пикассетт, эссе Патрика Маккера о социальном развитии .

Commesso

Искусство создания картин из камня, возникшее в колыбели Возрождения, по-итальянски называется commesso – «сплочение». Оно предполагает особо точную подгонку деталей, из которых составляется мозаика. Флорентийская картина собирается из тонких каменных пластин так, что между элементами невозможно заметить шва. При этом каменная пластинка подбирается, исходя не только из нужного цвета, но и с учетом естественной текстуры. Например, для листка дерева выбирается материал, имитирующий не только зеленый цвет, но и содержащий подходящий рисунок мелких прожилок, изгиба листка и т.д., для изображения меха необходимо, чтобы совпадало направление «ворсинок» и т.д.

В этом смысле pietra dura (буквально «твердый камень») – ещё одно название этого искусства, похоже на интарсию – инкрустацию из различных пород дерева. Набор изображения из деревянного шпона – это тоже мозаика. Флорентийская инкрустация из полудрагоценных камней отличается значительно большей трудоёмкостью и почти неограниченной во времени долговечностью получившегося результата.

Пала д’Оро (Pala d’Oro) – «Золотой алтарь»

Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота – 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части – круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.

Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.

Нижняя часть с эмалевыми миниатюрами, рассказывающими о жизни Святого Марка, датируется 1102-1118 годами. 

Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.

Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.

Мозаика и Ломоносов

А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую  мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора  картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.

В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства

О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий