Конструирование сливной ямы из покрышек — разбор технологии устройства

Этапы сооружения выгребной ямы


Трубу к выгребной яме подводят под уклоном, все стыки герметизируют

Чтобы сделать канализацию из автомобильных колес от КаМаза, необходимо в первую очередь выкопать яму диаметром чуть больше диаметра шин. При этом надо учитывать требуемый объем будущего сооружения. Поэтому предварительно надо измерить внутренний диаметр колеса, найти его площадь по формуле: S=πD²/4=3,14xD²/4.

Полученное значение умножается на ширину покрышки. Это и будет приблизительный внутренний объем колеса. После чего рассчитанный объем ямы делят на данный параметр. Конечный результат – количество требуемых покрышек. Соответственно, глубина ямы будет равна ширине колес, умноженной на полученное количество.

Так как дно сооружения надо будет засыпать фильтрующим слоем, глубину увеличивают на 30-50 см.

Следующий этап – земляные работы. Выкапывают яму под покрышки, траншею для канализационной трубы. Оптимальный вариант для последней – прямолинейный участок от дома к яме. Труба укладывается под наклоном 2-3°.

Сооружение выгребной ямы

В дне котлована садовым буром надо просверлить скважину глубиной 1-2 м. В нее вставляется пластиковая труба длиной 2-3 м, диаметром 100-200 мм, в которой просверлены отверстия диаметром 5-10 мм. Последние сверлятся равномерно по той части трубы, которая расположена выше дна котлована на полметра. Открытый верхний край трубы надо закрыть синтетический мелкой сеткой. Это дренаж для отвода осветленной воды в грунт.

  1. Дно котлована засыпают щебнем или песком.
  2. Проводят выравнивание фильтрующего слоя.
  3. На него укладывают две покрышки одна на другую.
  4. Их выравнивают между собой.
  5. В сопрягаемых поверхностях делают сквозные отверстия, расположенные крест-накрест.
  6. Через них пропускают оцинкованную проволоку (можно использовать пластиковые хомуты) и скручивают ее. Таким способом производится крепление двух автомобильных шин между собой.
  7. Далее сверху укладываются остальные колеса, скрепляемые между собой.

Основная задача производителя работ – добиться герметичности возводимого сооружения. Поэтому с внешней стороны стыки покрышек замазывают цементно-песчаной смесью или битумной мастикой. Это делать надо сразу в процессе укладки каждого колеса.

Как только все покрышки будут уложены, проводят засыпку пазух между стенками котлована и шинами. Для этого используют выбранный из ямы грунт. Но лучше его перемешать с песком.

Внешние боковины верхней покрышки обсыпают грунтом, который утрамбовывают. Это отмостка, которая будет защищать канализационный отстойник от атмосферных осадков и таящего снега. Сверху надо уложить утепленный люк. Это может быть деревянная крышка, собранная из досок. Внутреннюю ее поверхность надо обклеить пенопластом. В люке делается отверстие, куда вставляется вентиляционная труба для отвода неприятных запахов. Чем длиннее труба, тем лучше.

Выбор места

Конструкция для дачи или частного загородного дома из покрышек никогда не будет абсолютно герметичной. Поэтому создавать своими руками такой колодец можно только на глинистых почвах. Ведь такой грунт на участке обладает низким коэффициентом проводимости. Следовательно, при нарушении герметичности стоки не проникнут в грунтовку и не вызовут заражение питьевой воды. Также глина не позволит конструкции заиливаться, и почва вокруг септика не станет «благоухать» через несколько месяцев пользования.

Второй момент, который следует учесть, — это тип септика. Автономная канализация на даче или в загородном доме может быть накопительная или переливная. Такие конструкции можно смонтировать своими руками. Более глубокие степени очистки стоков имеют септики, производимые на заводе. Накопительный резервуар состоит из одной камеры и требует частой откачки.

Общая схема размещения канализации из покрышек на участке.

При использовании его в качестве «выгребной ямы» можно уменьшить количество вызовов ассенизационной техники путем использования специальных биоактиваторов. Препараты содержат химические и биологические реактивы, которые превращают стоки в мутную воду и углекислый газ. Уменьшается количество твердого осадка.

Третий и последний нюанс. Такая канализация требует больших объемов. Поэтому лучше поискать несколько покрышек от тяжелой техники, чем брать 5-6 маленьких автомобильных шин. Но даже в этом случае вместимости хватит для небольшой дачи с одним-двумя жителями. В случае частного дома потребуется колодец из бетонных колец минимум.

Как рассчитать материал, необходимый для монтажа септика

Емкость закапывают на глубину до трех метров. В итоге получается конструкция из шин с крышкой, которая имеет или не имеет дно. Глубина септика делиться на ширину колеса. Как правило, хватает двух камазовских покрышек, и 7 штук от Кировца. Сколько понадобится труб, считают от удаленности септика от жилого здания. Общее расстояние делят на 3, потому что самая длинная труба для канализации равна трем метрам. В результате деления получится число, равное трубам. Дополнительная труба нужна, чтобы соединить камеры очистного сооружения.

Понадобятся хомуты для соединения покрышек, пять на пру шин, либо вязальной проволоки около двух метров. Чтобы обеспечить гидроизоляцию, приобретают резину площадью 1 м2. Рубероид в одном рулоне, чтобы провести гидроизоляцию корпуса. Для дренажа надо две тонны щебенки либо песка. Остатки дренажного материала пойдут на обсыпку септика.

Правила постройки конструкции


Канализация из покрышек своими руками отличное решение для тех, кто не желает тратить большие средства на постройку септика, но хочет получить эффективную конструкцию, которая прослужит долгое время. Чтобы система работала как надо, следует соблюдать определенные правила при постройке. Это послужит гарантом не только успешного функционирования канализационной системы из шин, но и снизит риск возникновения экологических проблем, которые могут возникнуть вследствие игнорирования основных требований по обустройству септика.

Важно следовать следующим основным правилам:

Начинать постройку септика из колес можно при условии, что грунтовые воды проходят на уровне ниже 2-х метровой отметки. Это обеспечит надежную фиксацию конструкции, что исключит сдвиги, подмывания или деформацию из-за пучения почвы.
Предпочтительнее делать канализацию на участке с супесчаным грунтом. Благодаря этому достигается оптимальный и быстрый дренаж очищенной воды.
При строительстве канализации необходимо учитывать, на сколько глубоко промерзает земля

Важно соблюдать это правило даже при постройке небольшого резервуара, в который будут попадать хозяйственно-бытовые отходы.
Стоит учитывать и то, что канализацию из колес необходимо правильно расположить относительно иных построек и источников питьевой воды, располагающихся на частном участке. Так, оптимальное расстояние между домом и септиком – 5 метров

Относительно источников воды необходимо располагать канализацию дальше от них на 20 и более метров. Чтобы максимально снизить риск попадания отходов в подземные воды, рекомендуется располагать септик из покрышек в самой низкой точке земельного участка.
Уровень забора воды обязательно находится ниже, чем уровень очистительного сооружения.
Нужно обязательно обеспечить беспрепятственный проезд для транспорта службы очистки нечистот.

Преимущества:

  • отсутствие больших денежных затрат;
  • короткий срок строительства канализации;
  • можно строить самостоятельно, не привлекая много людей;
  • подойдут любые покрышки, вне зависимости от новизны и размера;
  • несложная конструкция.

Недостатки:

  • низкая производительность;
  • служит в среднем 10-15 лет;
  • неприятный запах;
  • неполная герметизация шин повышает риск загрязнения земли нечистотами.

С чего необходимо начинать постройку

Важно получить разрешение на строительство канализационной сети, если глубина ямы будет превышать 5 метров. Получить его не сложно, особенно если соблюдать все условия межевания участка

Эти условия подробно расписаны в земельном кодексе РФ. Если же имеется кадастровый паспорт полученный раньше 2014, следует их переделать. Сама стоимость межевания варьируется в пределах 6000 рублей.

Смотреть видео

Если через участок проходит кабель связи, необходимо получить специальное разрешение от его владельца. На участок должен прибыть специалист и с помощью металлоискателя установить точку, где запрещено копать.

Оптимальное место для размещения котлована

После получения разрешение от всех инстанций, необходимо подобрать место для канализационной системы. Существуют определенные нормы, установленные Санпином, на которые нужно ориентироваться. Так, если локализация отстойника окажется по близости с местом, откуда добывают питьевую воду, возрастает риск попадания сточных отходов в грунтовые воды.

Также не следует строить канализацию по близости с домом или баней, поскольку иначе во время постройки котлована почва может осесть, вследствие чего повредится бетонное основание септика. Кроме того, при засорах оно может намокнуть, что со временем приведет к снижению его прочности.

Слишком далеко расположение резервуара от дома тоже плохой вариант. Это значительно увеличит денежные расходы на постройку сооружения.

Как правило, для внешней части канализации требуется как минимум один смотровой колодец. В том случае если трубопровод будет длиннее 25 метров, придется добавлять дополнительные колодцы.

При слишком длинном водопроводе велика вероятность, что внутри часто будут образовываться засоры. Следует учитывать это даже при том, что будет установлен специальный насос, который позволит устранять сточные воды из канализации.

Правила постройки конструкции

Канализация из покрышек своими руками отличное решение для тех, кто не желает тратить большие средства на постройку септика, но хочет получить эффективную конструкцию, которая прослужит долгое время. Чтобы система работала как надо, следует соблюдать определенные правила при постройке.

Это послужит гарантом не только успешного функционирования канализационной системы из шин, но и снизит риск возникновения экологических проблем, которые могут возникнуть вследствие игнорирования основных требований по обустройству септика.

Важно следовать следующим основным правилам:

Начинать постройку септика из колес можно при условии, что грунтовые воды проходят на уровне ниже 2-х метровой отметки. Это обеспечит надежную фиксацию конструкции,  что исключит сдвиги, подмывания или деформацию из-за пучения почвы. Предпочтительнее делать канализацию на участке с супесчаным грунтом. Благодаря этому достигается оптимальный и быстрый дренаж очищенной воды. При строительстве канализации необходимо учитывать, на сколько глубоко промерзает земля

Важно соблюдать это правило даже при постройке небольшого резервуара, в который будут попадать хозяйственно-бытовые отходы. Стоит учитывать и то, что канализацию из колес необходимо правильно расположить относительно иных построек и источников питьевой воды, располагающихся на частном участке

Так, оптимальное расстояние между домом и септиком — 5 метров. Относительно источников воды необходимо располагать канализацию дальше от них на 20 и более метров. Чтобы максимально снизить риск попадания отходов в подземные воды, рекомендуется располагать септик из покрышек в самой низкой точке земельного участка. Уровень забора воды обязательно находится ниже, чем уровень очистительного сооружения. Нужно обязательно обеспечить беспрепятственный проезд для транспорта службы очистки нечистот.

Преимущества:

  • отсутствие больших денежных затрат;
  • короткий срок строительства канализации;
  • можно строить самостоятельно, не привлекая много людей;
  • подойдут любые покрышки, вне зависимости от новизны и размера;
  • несложная конструкция.

Недостатки:

  • низкая производительность;
  • служит в среднем 10-15 лет;
  • неприятный запах;
  • неполная герметизация шин повышает риск загрязнения земли нечистотами.

С чего необходимо начинать постройку

Важно получить разрешение на строительство канализационной сети, если глубина ямы будет превышать 5 метров. Получить его не сложно, особенно если соблюдать все условия межевания участка

Эти условия подробно расписаны в земельном кодексе РФ. Если же имеется кадастровый паспорт полученный раньше 2014, следует их переделать. Сама стоимость межевания варьируется в пределах 6000 рублей.

Смотреть видео

Канализация из покрышек, опыт эксплуатации.

Если через участок проходит кабель связи, необходимо получить специальное разрешение от его владельца. На участок должен прибыть специалист  и с помощью металлоискателя установить точку, где запрещено копать.

Оптимальное место для размещения котлована

После получения разрешение от всех инстанций, необходимо подобрать место для канализационной системы. Существуют определенные нормы, установленные Санпином, на которые нужно ориентироваться. Так, если локализация отстойника окажется по близости с местом, откуда добывают питьевую воду, возрастает риск попадания сточных отходов в грунтовые воды.

Также не следует строить канализацию по близости с домом или баней, поскольку иначе во время постройки котлована почва может осесть, вследствие чего повредится бетонное основание септика. Кроме того, при засорах оно может намокнуть, что со временем приведет к снижению его прочности.

Слишком далеко расположение резервуара от дома тоже плохой вариант. Это значительно увеличит денежные расходы на постройку сооружения.

Как правило, для внешней части канализации требуется как минимум один смотровой колодец. В том случае если трубопровод будет длиннее 25 метров, придется добавлять дополнительные колодцы.

При слишком длинном водопроводе велика вероятность, что внутри часто будут образовываться засоры. Следует учитывать это даже при том, что будет установлен специальный насос, который позволит устранять сточные воды из канализации.

Стоит ли устанавливать выгребную яму из покрышек

Цена материалов и легкость монтажа

Конечно, любые выгребные ямы по всем параметрам проигрывают современным септикам. Но, ввиду дешевизны отслуживших свой век покрышек (автомобильных, тракторных и т.п.), многие потребители склоняются именно к такой системе для сброса стоков. Даже с учетом всех земляных работ и материалов выгребная яма обойдется значительно дешевле самого экономичного септика, особенно, если вы самостоятельно займетесь монтажом.

К сожалению, помимо быстрого процесса сборки конструкции и малозатратности выгребной ямы, особых достоинств не наблюдается. Рассмотрим обратную сторону вопроса.

Герметичность и безопасность

  • Автопокрышки изначально не предназначены для оборудования выгребных ям, поэтому срок службы конструкции не превысит 10-15 лет. Резина и металлические элементы под воздействием микроорганизмов и химически агрессивной среды стоков попросту начнут коррозировать и разрушаться.
  • Кроме того, сточные воды могут просочиться в грунт через стыки между покрышками, о неприятных последствиях такого инцидента упоминать излишне.
  • Так как автопокрышки относительно мягкий материал, то может легко сдвинуться из-за почвенных подвижек, в очередной раз допустив просачивание стоков в почву.

Подытожив все вышесказанное, можно сказать, что конструкция не отличается надежностью, герметичностью и продолжительным сроком службы.

Ремонт и демонтаж

В отличие от легкого монтажа, обратный процесс выполнить тяжело, а порой почти невозможно. Стопка автомобильных покрышек с отложениями ила на стенках вест несколько тонн. Закопать такую выгребную яму гораздо проще, чем демонтировать. Ремонт по причине несовершенства конструкции также выполнить очень  сложно.

Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное

Канализация из покрышек: плюсы и минусы ↑

Среди неоспоримых достоинств обустройства септика из автомобильных шин стоит выделить:

  • Доступность материала. Достать шины не составит труда, накопивих самостоятельно или попросив в ближайшем шиномонтаже.
  • Низкая стоимость. Устройство канализационного колодца не требует ни вложений, ни привлечения наемных рабочих.
  • Простота монтажа. Если для возведения заводского септика не обойтись без задействования средств малой механизации, то сооружение колодца из уложенных друг на друга автомобильных шин легко выполнить и самому без чьей-либо помощи.


Для работы можно использовать старые шины от любой техники

Но при всех достоинствах канализация из шин не лишена недостатков. К их числу стоит отнести:

  • Малая вместительность. Такое канализационное сооружение эффективно лишь для обустройства дач и домов, где проживает не более трех членов семьи. Но в любом случае содержимое придется откачивать не реже, чем раз в сезон.
  • Сезонность применения. В холодное время года при минусовых температурах, когда выложенные из резиновых покрышек стены септика промерзают, пользование канализацией затрудняется.
  • Необходимость профилактического осмотра. Для продления срока службы конструкции раз в год в начале сезона необходимо осматривать соединения между шинами. При обнаружении протечек все стыки нужно герметизировать с помощью специальных составов.
  • Ограниченный срок службы. Даже при тщательном уходе и своевременном проведении профилактических мероприятий срок службы канализации из покрышек не превышает 20 лет.


И септик, и выгребную яму по мере накопления приходится очищать, привлекая для этого ассенизаторов

Существенным недостатком собранного из шин колодца, если речь идет о его негерметичном варианте, является санитарная «неблагонадежность» конструкции. Кроме того, если при обустройстве канализации не продумать вопрос вентиляции, велика вероятность появления неприятных запахов.

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

В верхней части «башни» из автопокрышек предусмотрен ввод канализационного трубопровода. Все сооружение накрывается крышкой, которая препятствует распространению неприятного запаха и засорению ямы

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Часть сточных вод подвергается двойной чистке – не осевшие на дно взвеси отфильтровуются дренажной трубой и проходят доочистку в песчано-гравийной засыпке

Специфика конструкции

Этот вариант обустройства слива стоков самый доступный. Даже если нет собственных автомобильных покрышек, то купить их по минимальной цене (б/у) несложно. Канализация из покрышек имеет такие преимущества:

  • Простота монтажа. Сделать все работы собственноручно легко. Более того, не нужна спец.техника для погружения колес в яму, даже если они тяжелые, то перекатить и поместить на отведенное для них место получится самостоятельно.
  • Для создания ямы подойдут шины любого размера и диаметра, желательно чтобы они по габаритам были приблизительно одинаковые.
  • Доступность материалов.
  • Срок эксплуатации – до 15 лет.

Недостатков конструкция также не лишена и их перед монтажом стоит изучить. А именно:

  • В сравнении с фабричными установками срок эксплуатации в разы меньше.
  • Герметичность конструкции под сомнением.
  • Яму нужно максимально отдалять от источника питьевой воды.
  • Часто возникает неприятный запах.
  • Ремонтировать покрышки сложно, точнее бессмысленно.
  • Специфическая конфигурация вызывает сложности при чистке ямы.
  • Резина не рассчитана на использование в качестве хранилища агрессивных химических отходов, также она часто страдает от давления почвы.
  • Такие ямы нельзя строить на местности с высоким залеганием грунтовых вод.

Обслуживание выгребных ям

Биопрепараты нужно использовать постоянно, согласно инструкции

Чтобы отстойник работал эффективно, его надо периодически откачивать. Поэтому хотя бы один раз в месяц надо открывать люк и осматривать – не заполнилась ли яма до краев. Если есть необходимость, производят откачку.

Для более эффективного очищения канализационных стоков рекомендуется вносить в выгребную яму биологические препараты — сухие бактерии. Последние при соприкосновении с водой оживают и начинают перерабатывать органику.

При необходимости в отстойник заливают химические препараты. Они полностью расщепляют содержимое канализационного сооружения, проводят дезинфекцию и удаляют неприятный запах. Но при этом химикаты убивают всех бактерий. После химической очистки надо засыпать сухие бактерии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий