Плитка майолика: история создания и примеры современных интерьеров

Где использовать майолику

Чаще всего майоликой оформляют ванную комнату или кухню. А ещё печи и камины. Самый частый вопрос: можно ли использовать майолику для пола? Ответ – да. Коллекции делятся на напольную и настенную майолику. Отличаются они толщиной – она больше у напольной. Но при выборе майолики для пола нужно помнить, что это гладкая плитка, и при намокании она может скользить.

Самое интересное занятие – найти, с чем ещё можно сочетать майолику на стене. Майолика в интерьере ванной выигрышно сочетается с зеркалами, так узоров становится больше. Почти уже классический вариант – сочетание майолики и дерева. И чаще всего майолику сочетают с майоликой: фоновую плитку с бордюрами, одни узоры с другими.

Майолика в интерьере кухни применяется преимущественно на фартук, иногда на столешницу.

Особенности средиземноморского стиля и его разновидности

Ключевой замысел средиземноморского оформления интерьера – легкость во всем. В этом стиле нет места роскоши, экстравагантным аксессуарам, вычурному декору и витиеватой мебели. Он отличается продуманностью деталей, функциональностью, простотой и доступностью, и этим схож с классическим кантри. Все природные дары Средиземноморья отражаются в свежей цветовой гамме, формах, тонах и орнаментах, а атмосфера стиля пропитана романтичностью и теплым светом.

Выделяют несколько направлений в средиземноморском стиле интерьера, которые схожи обилием солнца, натуральными материалами и естественными природными оттенками. Но основными разновидностями, которые и задают тон всем остальным вариантам, считаются греческая и итальянская манера обустройства.

Греческий средиземноморский стиль

Основные цвета этого направления – белый, лимонно-желтый, изумрудно-зеленый и весь спектр голубого и синего. Хотя эти краски считаются холодными оттенками, настроение комнат получается солнечным и ярким. Акцентами в греческом, или, как его еще именуют, кикладском стиле выступают бело-голубые полосы и вставки насыщенного розового или красного цвета. Это могут быть текстильные изделия и мебель, керамика и стекло, посуда и любые другие аксессуары. Сочетание голубого и белого, напоминает не только безбрежные морские дали, но и национальную гордость этой страны – греческий флаг.

Еще один отличительный признак кикладской манеры – чередование оттенков. Даже мебель из одного гарнитура может быть выкрашена в разные цвета, но расположена в строгом порядке. Вообще этому стилю присуща последовательность и аккуратность, хотя в завершенном образе нет ни намека на тщательное, даже педантичное соблюдение каких-то правил.

Нередко в этом средиземноморском стиле интерьера встречается черный цвет, но лишь в виде отдельных аксессуаров: стеклянных бутылок на открытой полке или фоторамок на белой стене. Такие небольшие, но точные акценты еще больше освежают комнату, ставят своеобразную «точку» в оформлении.

В ванных комнатах этот стиль, как правило, ограничивается лаконичной бело-голубой или зеленоватой керамической плиткой и минимальным, но ярким декором. Идеи все те же: открытое пространство, свежесть, растительные орнаменты и много света.

Роль ярких акцентов выполняют красно-розовые цветы.

Множество подушек разного цвета создают определенный порядок.

Классический вариант с акцентами черного цвета.

В качестве яркого декора используются декоративное окно и морской пейзаж.

Итальянский средиземноморский стиль

В отличие от греческого «родственника», этот стиль собрал в себе только теплые, мягкие оттенки: ярко-желтый, оранжевый, зеленый, оливковый, всю градацию коричневого и золотистого цвета. В сочетании с кирпичной кладкой или имитацией оной эти тона создают невероятно уютное настроение и делают комнату интересной.

В качестве акцентов в итальянском средиземноморском дизайне используются элементы ручной работы: мозаика и роспись по стенам или полам, намеренно созданные шероховатости и неровности. Мебель для такого направления подбирается кованая или деревянная, даже массивная, но удобная.

Нередко в одном помещении сосуществуют несколько вариантов оформления: и мозаика, и рисунки, и напольная яркая плитка, и кирпичные вставки. Вопреки опасению, что такое сочетание станет нагромождением акцентов, смотрится итальянская средиземноморская манера очень выигрышно и оригинально.

И заключительный штрих этого стиля – большие окна. Даже в ванной комнате должен обязательно присутствовать оконный проем, впускающий в помещение воздух и естественный свет, или его имитация.

Невероятно мягкие тона итальянского стиля для столовой.

Мозаичные полы и имитация кирпичной кладки отлично сочетаются.

Элементы мозаики, кирпичная кладка и декоративная штукатурка в одной комнате.

Классическое итальянское оформление ванной комнаты с окнами.

Характеристики плитки майолики

Майоликовая плитка изготавливается методом прессования с двойным обжигом. Глазурь делает плитку удивительно красивой и разнообразной по виду. Рельефные экземпляры могут быть очень тонкой выделки. Однако, у майолики есть один большой недостаток – это крупнопористая плитка. Следовательно, у неё большое водопоглощение (до 25%) и малая прочность. Поэтому её рекомендуется использовать только для отделки стен внутри помещений, но не в ванной и душевых. Зато уж комнаты и кухни, отделанные майоликой, будут выше всяких похвал.

Майолика может выносить без вреда для внешнего вида и изменения свойств до 125 градусов. Это означает, что ею можно облицевать камин в комнате или русскую печь. К гладкой тёплой поверхности плитке так приятно прижать руки, придя с улицы!

  1. В магазинах коробки с майоликой будут отмечены буквами PEI I, что означает минимальную устойчивость к истиранию. Но поскольку плитка будет украшать стены, то истираемость нас не волнует.
  2. По влагопоглощению майолика относится к группе B III (В – изготовлена прессованием, III – третья группа влагопоглощения, больше 10%). По европейским стандартам UNI EN 87 плитка майолика маркируется EN 159.

По всем остальным характеристикам майолика ничем не уступает другим видам плитки. Глазурованное покрытие защищает её от всех внешних воздействий. Оно с лёгкостью отчищается от загрязнений, устойчиво к химическим веществам.

Связь между люстром и испанской майоликой

Под люстром подразумевается пигмент или глазурь, в которой содержится олово, сера, свинец, оксиды меди и серебра. Им покрывали керамические изделия, которые затем подвергали низкотемпературному обжигу. В результате такой обработки на поверхности предмета люстр проявлялся как перламутровый или металлический блеск. Это позволяло усилить живописный эффект декора.

Испано-мавританская керамика любого из двух типов создавалась по одной схеме: на черепки наносилась надглазурная роспись, обжигаемая несколько раз. Исламская керамика зачастую покрывалась люстром, что связано с запретом в хадисах на использование золотой и серебряной посуды для питья и еды. Таким образом, мусульманской элите приходилось довольствоваться люстровой керамикой и стеклом, которые являлись имитацией драгоценных сосудов.

Состав и структура

Основную долю в составе майолики занимает глина красноватого оттенка.
Могут допускаться небольшие количества кварца, известняка, мела. Они улучшают адгезию керамики с глазурью. Кроме того, сегодня часто используются особые синтетические добавки, упрочняющие материал.

По структуре майоликовая плитка представляет собой однородную керамику, хорошо спекшуюся. Она может быть достаточно плотной или иметь мелкие поры (последний вариант в основном используется для отделки каминов и печей). Поверхность плиток глазурованная, с ярко выраженной текстурой.

Про свойства майолики поведаем нашим читателям далее.

Довольно подробно о майолике и ее особенностях расскажет данное видео:

Майолика: плитка как искусство

Майолика может считаться разновидностью пэчворка, но заслуживает отдельного упоминания. Пестрая история этого декора начинается еще в древнем Египте и Месопотамии. В Европу майолика попала как продукт импорта че­рез остров Маль­ор­ка. Отсюда и название. В Средние века за производство майолики взялись европейские и российские мастера, выпустив в свет изразцы с национальной росписью. 

Когда-то майолика красовалась и внутри и снаружи дома, сегодня используется больше как внутренняя декоративная плитка. С ее помощью в интерьере можно поселить национальный колорит разных уголков мира.

Майолика — это роскошь. В отличие от стандартного пэчворка, она изготавливается методом двойного обжига и украшается ручной росписью. Этот ценный отделочный материал практически не используется для облицовки пола. В прихожей вы ее не увидите. Майолику также редко используют для тотальной облицовки стен, как правило панно или отдельные декоративные плитки комбинируются с обычной керамической. Майоликой украшают мебель, подоконники, дверные проемы и подступенки лестниц.
Рельефная грубоватая фактура плитки выгодно сочетается с деревом, натуральным камнем и штукатуркой. Органично впишется в интерьеры с налетом кантри, рустики и прованса, а также скандинавские и средиземноморские пространства.

Производитель Mainzu (Испания)
Коллекция Mandala

Материал керамика

Цена 3700 руб.за м2

Производитель Mainzu (Испания) 
Коллекция Bolonia

Материал керамика

Цена 2700 руб.за м2

Практические советы по выбору

В качестве плитки для отделки стен или пола в ванной, произведенной в Испании, можно не сомневаться. При выборе стоит отталкиваться от следующих параметров – фактура лицевой и изнаночной поверхностей, цвет, тип покрытия (глянец или матовое), текстура, геометрия, размер, форма, технические показатели.

Нужно учитывать коэффициент истираемости. Он указан в сопроводительных документах партии. Для санузлов подойдут изразцы с коэффициентом PEI I. Кроме этого важен критерий сопротивляемости нагрузкам – достаточная толщина, уровень впитывания влаги — выше 5%.

Класс указывает на способность выдерживать резкие температурные перепады, сопротивляться разрушению под воздействием химических реагентов, входящих в состав моющих средств. Оптимальный вариант – А или АА.

Поверхность изразцов не может быть скользкой. Этот фактор определяется коэффициентом трения — показатель должен составлять R10.

Необходимо проверить геометрию изразцов. Лучше делать это практическим путем – сложить две плитки из упаковки лицевой стороной. Поверхности должны плотно прилегать друг к другу, края не выходить за границы.

Эстетические данные не менее важны, чем технические, эксплуатационные. При выборе встает резонный вопрос – отдать предпочтение матовой или глянцевой поверхности? Дизайнеры уверены, что матовая поверхность выглядит дороже, создает уникальный интерьер, смотрится естественно, а ухаживать за ней проще. Но отталкиваться нужно не только от советов профессионалов в этой области, но и от своих вкусовых предпочтений.

Майолика по-русски

В самом начале XVIII века первый губернатор Санкт-Петербурга князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских заводов, где русские мастера стали делать плитку не хуже заграничной.

Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе – сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века.

Недаром такой плиткой отделан дворец того же Меньшикова в Северной столице. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой выложены не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30 000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде.

Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы. Здесь выпускались в большом количестве наличники для окон, порталы, фризы, плитки для изразцовых печей. С наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы “перебрались” с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские Гжели.

В декоративной майолике на рубеже XIX-XX веков работали такие русские художники, как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие. Не стал исключением и XX век. В 1930-х годах с майоликой работали советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов. С 1950-х к майолике обращаются не только советские, но и зарубежные художники-керамисты, в том числе Ф. Леже и П. Пикассо.

Немного истории

Марокканский стиль вобрал в себя весь колорит Востока. Такой интерьер сочетается с ароматом восточных пряностей, настоящего кофе и терпкого табака. Важную роль в этом стиле играет плитка, которая удивляет своей необычностью, неповторимым внешним видом и удивительной эстетикой. С древних времен таким материалом выкладывали залы в богатых домах Востока, затем эти тенденции переняли и европейские аристократы.

Истинные ценители восточного искусства облицовывали такой плиткой не только ванные комнаты, но и другие помещения, независимо от их предназначения.

И сегодня, работая с такой керамикой, мастера руководствуются древними технологиями изготовления. Примечательно, что первые создатели плитки учились этому непростому делу до 8 лет, обучаясь грамотно соединять мозаичные элементы и занимаясь ручной росписью. Работа была длительной и требующей немало усилий, потому плитка ценилась очень дорого и считалась эксклюзивной. Позволить ее себе могли только очень состоятельные люди.

В прошлом марокканская плитка производилась исключительно единичными экземплярами, так как расписывалась вручную, и аналогов просто не существовало. Для создания применялись специальная глина и красочная натуральная эмаль. Мастера делали плитку всевозможных форм и размеров по желанию богатых заказчиков.

Создание марокканской плитки состояло из нескольких этапов.

  • Перед началом работы мастер изготавливал несколько глиняных заготовок.
  • После он наносил на них различные оттенки и цвета в виде причудливых орнаментов.
  • Затем плитка покрывалась эмалью, и ее оставляли на некоторое время для закрепления верхнего слоя.
  • В конце изделию придавали нужную форму, обрезая лишние части.

Готовую плитку выкладывали на пол и стены по ранее придуманной схеме. Крепился материал к поверхности с помощью глиняного раствора.

Сегодня на рынке представлена как плитка, создаваемая вручную, так и современные промышленные варианты. В современной марокканской плитке объединены не только формы, фактуры и оттенки, но и различные этнические переплетения: культурное наследие африканских, арабских и берберских предков. Немаловажную роль в современном представлении об этом стиле сыграли и европейцы. Полюбив это яркое, насыщенное интерьерное направление, они привнесли в него некоторую умеренность и лаконичность.

Чем заменить майолику

Кроме настоящей майолики, существует еще более дешевая плитка «под майолику» или «в стиле майолика». Она отличается тем, что рисунок находится не под глазурью, а просто наносится (методом штамповки) сверху.
Конечно же, такие изделия будут иметь более низкие эксплуатационные характеристики. А рисунок со временем сотрется.

Еще один способ сэкономить – попасть на распродажу остатков плитки в специализированном салоне. Так как из небольшого количества майолики собрать единый узор уже не получится, то продают ее дешевле. Собрав несколько таких видов плитки, можно оригинально украсить стены своего дома узорами в духе «пэчворк».

И третий способ – использовать вполне качественную майолику, купленную не по распродаже, но в небольших количествах. Например, обрамив рядком плитки дверной проем или окно, встроить несколько цветных изразцов в однотонный кухонный фартук, сделать в коридоре красивый фриз или бордюр из майолики.

О том, как самостоятельно сделать изразцы или плитку «под майолику», расскажет это видео:

Керамика была известна ещё в Вавилонском царстве. Тогда это были изделия, созданные из прессованной глины. Пластичность глины позволяла создавать посуду с довольно тонкими стенками. Позже научились покрывать глину глазурью и подвергать после глазурования изделие второму обжигу. Кроме посуды, изготавливалась и плитка майолика для отделки стен.

В эпоху Возрождения керамические изделия проникли в Европу через остров Майорку. Собственно, именно тогда эта керамика и получила своё название – по названию острова. Сначала майолика пришла в Испанию, а оттуда – в Италию. Поэтому Италия и Испания считаются родиной керамической плитки. Майолика до сих пор в ходу в нашем обиходе. Например, всем известная посуда из подмосковной Гжели изготавливается из майолики. Плитка для отделки стен сегодня тоже изготавливается по тем, древним рецептам.

Отделка

Отделку кухни в средиземноморском стиле нужно производить при помощи самых традиционных и простых материалов.

Важно! Они должны быть высокого качества.

Благодаря этому в жаркий летний день помещение сможет сохранить прохладу и свежесть.

Стены

В средиземноморском стиле редко используют обои. Но в случае применения их в интерьере кухни предпочтение отдают наиболее подходящему материалу – флизелину.

Важно! Его можно мыть, и он не капризен в уходе.

Среди основных покрытий, которые используются в средиземноморском стиле для отделки стен на кухне, можно выделить:

  • натуральные камни, например: известняк, ракушечник;
  • панели из дерева, которые монтируются на 1/3 кухни;
  • кирпичные вставки;
  • мозаика;
  • штукатурка;
  • стукко – штукатурка, которая сочетает мраморные и гипсовые частицы.

Большая часть жителей Средиземноморья предпочитают использовать практичную керамическую плитку разных оттенков: бежевого, желтого, персикового.

Для греческого стиля характерно применение декоративной штукатурки. Для придания стенам шероховатости ее вначале покрывают фактурной штукатуркой, затем красят краской белого цвета.

В итальянском и испанском направлении средиземноморского стиля отделка стен наиболее разнообразна. Она может сочетать в себе несколько видов материала, создавая необычный контраст.

Помимо этого, в этих вариантах допускается:

  • выровненные стены;
  • наличие расписной облицовочной плитки;
  • имитация фресок;
  • мозаика;
  • в зоне очага декорирование стены при помощи кирпичной кладки.

Предупреждение! В средиземноморском интерьере кухни недопустимо использование цветочных рисунков и орнаментов.

Потолок

Средиземноморский стиль позволяет использовать различные способы отделки потолка. Для итальянского и испанского направлений характерно наличие:

  1. Художественной росписи. При наличии большой площади и высоких потолков.
  2. Натуральной лепнины.
  3. Натяжного потолка с изображением художественных орнаментов.

Греческий средиземноморский стиль предполагает использование следующих вариантов отделки:

  • имитация деревянных досок при помощи вагонки;
  • при некачественной базовой поверхности можно натянуть матовое полотно;
  • обычная побелка;
  • для отделки неровных потолков можно использовать гипсокартон.

Для покраски используют белые, песочные, бежевые матовые тона.

Чтобы подчеркнуть массивность потолка, в интерьере кухни можно установить деревянные балки или гипсокартонные или пластиковые имитации.

Внимание! В итальянском дизайне используются балки темно-коричневого цвета, а в греческом – светло-коричневого.

Они идеально подойдут для просторной кухни частного коттеджа. Для небольших квартир этот элемент отделки не годится, так как балки визуально уменьшают пространство.

Пол

Вне зависимости от направления средиземноморского стиля в квартире, в интерьере кухни используется деревянное или каменное напольное покрытие.

Подходящими материалами для отделки являются:

  • паркет;
  • песчаник;
  • тибурский камень;
  • керамический гранит;
  • мрамор;
  • терракотовая плитка;
  • плитка-имитация каменной поверхности;
  • ламинат;
  • керамическая плитка.

При выборе для отделки пола плиточного материала, желательно выбирать продукцию с шероховатой матовой поверхностью. Это позволит улучшить безопасность на кухне.

Важно! Погодные условия Средиземноморья отличаются от климата России, поэтому перед отделкой пола необходимо утеплить пол.

Сделать это можно при помощи системы «Теплый пол». Она идеально подойдет для керамики и камня. При желании, можно выбрать другой способ – циновки из тростника или декоративные коврики.

Бюджетный вариант средиземноморского стиля допускает использование линолеума, имитирующего дерево, плитку или камень.

Фартук

Рабочая зона кухни в средиземноморском стиле – основа интерьера. Фартук может быть выполнен тем же материалом, что и основная часть.

Совет! Для контраста можно кардинально выделить зону над рабочим столом.

Для отделки фартука чаще всего используется:

  • керамическая плитка;
  • натуральный камень;
  • имитация каменной поверхности.

Внимание! Керамическая плитка – самый удачный вариант. Такая облицовка смотрится празднично, презентабельно и оригинально

К тому же, она долговечна и практична.

При оформлении кухни в итальянском направлении необходимо использовать однотонный материал. Испанский стиль позволяет применять азулежу – квадратную расписную плитку из глины. Также рабочую стенку может украсить мраморная мозаика или майоликовая живопись.

Освещение

Освещение в интерьере должно быть мягким и не вызывать желания заслониться. Светильники традиционно оформляются из металла. «Оболочка» украшается восточными узорами. Декоративные элементы так и называются — марокканские фонарики. Их форма может быть разной:

  • Прямоугольные светильники, увенчанные миниатюрным куполом с петлей для подвешивания. Располагают их либо на полу, либо продевают через специальные крючья в стенах.
  • Вытянутая форма «веретена» с многочисленным орнаментом и перетяжками. Органично смотрятся не только в интерьере комнаты, но и на террасе, открытой веранде, беседке.
  • Форма «юла», но с мягкими переходами и закругленными боками.

Потолочные люстры не играют настолько важную роль, как в европейских стилях. Акценты делаются на бра, напольных и настольных светильниках. Дополняют осветительную систему восковыми свечами, которые придадут обстановке налет восточной романтики.

Второе рождение

В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.

Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.

Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.

Сочетание изразцов с различными интерьерными стилями

Неважно, какому из стилей вы отдаете предпочтение! Даже почитатели стилей вроде хай-тек или минимализм, исключающих какие-либо лишние детали и вычурность, не смогли бы устоять перед таким эксклюзивным украшением интерьера. Давно сложилось мнение, что яркая насыщенная майолика лучше всего вписывается в такие стили, как мавританский, средиземноморский и русский, где она уже на протяжении нескольких столетий играет одну из главных ролей

Однако в качестве отдельных элементов и панно керамика занимает достойное место и в интерьерах, оформленных в современных стилях, становясь их главным визуальным акцентом. При этом именно контрастность старинной красочной техники с самыми современными отделочными материалами наделяет изюминкой и придает особый лоск таким интерьерам

Давно сложилось мнение, что яркая насыщенная майолика лучше всего вписывается в такие стили, как мавританский, средиземноморский и русский, где она уже на протяжении нескольких столетий играет одну из главных ролей. Однако в качестве отдельных элементов и панно керамика занимает достойное место и в интерьерах, оформленных в современных стилях, становясь их главным визуальным акцентом. При этом именно контрастность старинной красочной техники с самыми современными отделочными материалами наделяет изюминкой и придает особый лоск таким интерьерам.

Керамика

Используется практически во всех помещениях, из-за чего имеет огромную популярность. Материал отличается долговечностью и невосприимчивостью к температурным скачкам. Он может служить больше 50 лет. Также керамика недорогая, но качественная. Ею отделывают дорожки, беседки, террасы.

Сюда же относятся кафельные модели, которые тоже являются керамикой. Они бывают рельефными или гладкими, отличаются широкой гаммой цветов и рисунков. Кафель имитирует самые разнообразные элементы рельефа, начиная от неровностей и заканчивая прожилками. Кроме того, существуют кафельные модели, на которых виден плавный переход цветов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий