Чем и как покрасить старые радиаторы отопления

Можно ли окрашивать чугунные батареи

Считается, что каждый новый лакокрасочный слой на радиаторной поверхности отопления будет уменьшать его степень эффективности в среднем на 15%. После нанесения краски в четыре слоя чугунные радиаторы будут греть в 2 раза хуже, нежели новые.

По этой причине желание окрашивать чугунные батареи в квартире в 5-10 раз до начала сезона отопления должно сдерживаться смыслом. Для чего требуется производить бесполезные работ, может, все же следует заменить радиаторы своими руками или поручить ремонтные работы специалистам?

В любом случае существует шанс не просто защищать корпус и его поверхность от ржавчины, но еще красиво окрашивать отопительные батареи, тем более чугунные, которые требуют особого внимания и ухода. Также требуется выбирать соответствующую краску, подбирать метод нанесения лакокрасочного материала, самый подходящий для домашних условий. И последний пункт всегда будет оставаться камнем преткновения, и если регистры лежат в гараже или подвале, в разобранном состоянии, то лучше окрашивать чугунные радиаторы отопления при помощи порошковой краски. У нее и вид лучше, и качество покрытия куда выше. Но, чтобы окрашивать, потребуется производить разбор радиатора, погружать и отвозить в ближайшие малярные цеха в автомобильном сервисе.

Профессиональные маляры точно будут подсказывать лучшие лакокрасочные материалы для окрашивания чугунных радиаторов. Возможно, это будет грунтовочный состав на полиэфирной смоле или простой материал для окрашивания тормозных блоков и дисков. Естественно, что окрашивание от профи обойдется крайне дорого, но если сделать все правильно, то можно забывать об этом на 30 лет, что чугунный корпус вообще когда-то требуется окрашивать. Но чаще всего для решения проблемы описанным методом не удастся, обычно по техническим параметрам, и потому потребуется искать метод окрашивания чугунных батарей в квартире. При этом постарайтесь не отравиться токсичным растворителем и единовременно обеспечивать радиаторам красивый внешний вид.

Термостойкие краски

При широчайшем ассортименте лакокрасочной продукции подобрать правильную смесь для батарей не так уж просто. Вопрос, какой краской красить радиаторы отопления очень важен, так как всем узлам отопительной системы приходится работать в режиме высоких температур, то и процесс нанесения ЛКМ должен осуществляться термоустойчивыми составами.

Необходимо «приукрасить» котел, без проблем, существуют ЛКМ выдерживающие нагрузки до 600 градусов

Главные требования, которым должна соответствовать краска для радиатора отопления и подводящих трубопроводов таковы:

  • Выдерживать температуру нагрева порядка 80-90 градусов.
  • Быть устойчивыми к перемене температурного режима.
  • Не содержать в своем составе включений агрессивных к металлам, во избежание быстрого износа отопительных приборов и магистралей.
  • Не выделять при нагреве вещества вредные для окружающей среды и здоровья человека.
  • Должна быть долговечной, то есть надежно защищать поверхности от коррозии, не теряя своего первоначального внешнего вида как можно дольше.

Еще один эффективный вариант – использовать баллончики для граффити

Только обладающая всеми этими качествами краска радиаторная сможет сохранять свои защитные и декоративные свойства до последующего ремонта.

Почти в каждом типе (по качественному составу) красок выделена ниша для покрытия радиаторов.

Алкидные составы

Алкидные составы характеризуются рядом положительных качеств:

Перед нанесением банку необходимо как следует взболтать и перемешать состав

  • Очень хорошей устойчивостью к высоким температурам.
  • Однородностью покрытия.
  • Стойкостью механической (к истиранию).
  • Широкой палитрой цветов и оттенков.
  • Долгим сроком эксплуатации.

К недостаткам этого вида лакокрасочных материалов можно отнести резкий, неприятный запах, сопровождающий высыхание и возможность потускнения со временем.

Акриловые и акрилатные составы

Подобные материалы производится на основе органических растворителей, поэтому при работе с ними резко выделяет неприятный запах, который очень быстро рассеивается.

На поверхности металлической батареи или трубы акриловые составы образуют очень прочную и плотную пленку, напоминающую полимер.

Такие покрытия:

  • Быстро сохнут.
  • Самые долговечные.
  • Имеют глянцевую поверхность.
  • Легко и просто моются.

Существуют акриловые составы для обработки систем отопления на водной основе, так называемые акрилатные. Такие краски практически не имеют характерного запаха, а в остальном обладают всеми превосходными свойствами акрилового ряда ЛКМ.

Водно-дисперсионные составы

Пожалуй, данный вариант наиболее популярен и предпочтителен среди покупателей, это связано с тем, что она обладает такими преимуществами, как:

  • Ложится ровным слоем.
  • Практически не имеет запаха, что дает возможность применения без ограничений.
  • Имеет самые короткие сроки высыхания.
  • Неопасна в нанесении незащищенными руками.

Главное при покупке краски для защиты от коррозии и декорирования системы отопления убедиться, что она годится для этой цели.

Окраска чугунных радиаторов требует подготовительного этапа, перед покрытием изделие следует тщательно «шлифануть» наждачной бумагой

Эмали с молотковым эффектом

Одной из разновидностей алкидных ЛКМ являются довольно интересные молотковые эмали, создающие на обрабатываемой поверхности необычный рисунок.

В зависимости от добавленного в состав эмали пигмента это может быть имитация:

  • Чеканки.
  • Ударов молотка.
  • Другие эффекты.

Внешне изделия, покрытые подобным составом, будут приманивать взгляд, придется подстраивать интерьер

Незаменима такая краска для чугунных радиаторов отопления с их неровной, шероховатой поверхностью. Неоднородное окрашивание визуально удачно вуалирует все неровности и дефекты чугунных отопительных приборов.

В остальном рабочий процесс с подобными составами выполняется по той же схеме, что и с другими:

  1. Подготовка поверхности;
  2. Очистка ремонтируемых поверхностей:
    • Удаление ржавчины с помощью ингибитора (преобразователь ржавчины).
    • Счистка старой краски.
  1. Обезжиривание.

Далее на подготовленную поверхность наносится выбранная краска для чугунных радиаторов отопления своими руками.

Порошковое покрытие

Очень эффективный современный метод окрашивания порошковыми сухими красками редко используется в быту из-за сложности и дороговизны. Цена специального пистолета-распылителя для равномерного нанесения порошковых красок достигает 50 $.

Хотите, чтобы краска осталась навсегда – остановите свой выбор на покрытии изделия с помощью специальных пистолетов (на фото)

В заводских условиях таким способом окрашиваются алюминиевые и биметаллические радиаторы.

Подготовка и инструменты

Порядок действий должен быть следующим:

  1. Поверхность радиатора нужно тщательно очистить, сняв с него старую краску и зачистив места с проявившейся ржавчиной. Пыль и грязь также следует удалить тряпкой.
  2. Далее на батарею требуется нанести раствор, смывающий старое покрытие, а затем накрыть пленкой с целью его размягчения. Далее краску можно будет легко снять при помощи строительного шпателя или шлифовальной машины, оснащенной (прочитайте: «Чем и как снять краску с батареи отопления – средства для снятия старой краски перед покраской радиатора«).
  3. После этого уже очищенная поверхность зашкуривается посредством наждачной бумаги и обезжиривается при помощи любого раствора с небольшим количеством щелочи.
  4. На уже зачищенную поверхность наносится грунтовочный состав с антикоррозионными свойствами, который не только предотвращает появление вредных образований, но и увеличивает адгезионные свойства краски. Правильнее всего для этих целей будет воспользоваться алкидной грунтовкой.

В процессе выбора того, какой краской красить батареи, нужно помнить, что современный строительный рынок предлагает широкий ассортимент этих изделий, в основу которых уже входит грунтовка и удаляющий налет раствор. Особое удобство таких смесей заключается в том, что наносить их можно сразу же, не проводя все вышеперечисленные манипуляции с батареей.

Этап подготовки батареи к покраске, можно считать ключевым во всём процессе. Любые допущенные огрехи будут видны уже при нанесении первого слоя краски, поэтому качественно очищение упрощает процесс окрашивания и обеспечивает долговечность новому покрытию.

Существует несколько способов подготовки поверхности: механический, автоматический, химический:

  • Механический способ — самый безопасный и самый трудоёмкий. При помощи щётки по металлу, счищаются остатки старого покрытия, а тряпка помогает убрать грязь и пыль, оставшуюся после работы.
  • Автоматический подразумевает удаление остатков при помощи дрели или болгарки со специальной насадкой. При этом нужно быть очень аккуратным, при выполнении удаления покрытия, чтобы не повредить радиатор.

Химический способ — самый простой, и в то же время небезопасный. При обработке используются различные составы в виде аэрозоля, пасты или геля, которые растворяют старую краску, но при этом вредят и уплотнителям, использующимся в трубопроводах. И если до включения отопления это малозаметно, то начало отопительного сезона может закончиться горячим потопом.

Для проведения очищения поверхности батареи, нужно вооружиться набором инструментов и приспособлений в зависимости от выбранного способа.

Может понадобиться:

  • щётка по металлу,
  • щётка насадка для электрического инструмента.
  • растворитель,
  • наждачная бумага,
  • грунтовка,
  • кисти.

Минимальный комплект оборудования представлен следующим набором инструментов:

  • кисти;
  • валик;
  • скребок;
  • нож;
  • наждачная бумага;
  • щетка с жесткими ворсинами и длинной ручкой;
  • краска;
  • растворитель;
  • праймер;
  • респиратор;
  • перчатки.

Зная как правильно покрасить батареи отопления, собственник подберет оптимальные кисти, размер которых позволит проводить работы даже в труднодоступных местах. Вместо кистей, также может быть использован пульверизатор или флакончик с краской в форме спрея для более равномерного нанесения эмали.

Некоторые собственники не знают, как покрасить батареи отопления своими руками правильно и решают наносить эмаль только на лицевую сторону. Это решение хоть и позволит сэкономить время и деньги на расходные материалы, но в долгосрочном плане доставит немало проблем.

Неокрашенные участки труб будут подвержены коррозии, которая приведет к выходу из строя дорогостоящих отопительных приборов.

Во время непосредственного окрашивания секций, стоит избегать подтеков, неравномерных слоев и пятен. Рекомендуется для начала наносить эмаль на внутренние элементы радиаторов, затем переходить к боковой части, и завершать работу равномерным нанесением краски на лицевую сторону.

Виды красок для радиаторов отопления

Производители выпускают разные типы лакокрасочной продукции.

Для обработки батарей подходят такие средства:

  • алкидные;
  • акриловые;
  • масляные;
  • водно-дисперсионные;
  • силиконовые.

Эти виды различаются рабочими характеристиками, способами нанесения.

На масляной основе

Устаревшие средства для работ в помещениях сейчас применяются редко. К преимуществам рассматриваемых составов относятся:

  • наличие прозрачных и цветных вариантов;
  • легкость нанесения на металлические элементы;
  • образование равномерного прочного слоя;
  • невысокая стоимость, в сравнении с другими типами красящих средств;
  • возможность использования для нанесения орнамента, сложных рисунков.

Недостатками считаются резкий запах, длительное высыхание каждого слоя. Эти характеристики объясняются добавлением масляных растворителей. Такую эмаль нельзя наносить на горячие батареи отопления.

Термостойкие алкидные эмали

Такие краски, производящиеся по современным технологиям, имеют следующие положительные качества:

  • устойчивость декоративного слоя к перепадам температур (покрытие не растрескивается при нагревании до +120 °С);
  • увеличенную прочность;
  • однородность структуры средства при нанесении;
  • нечувствительность к истиранию при нормальной эксплуатации радиаторов отопления;
  • широкий выбор оттенков, помогающий найти подходящий к общему оформлению вариант;
  • сохранение целостности слоя в течение 5-10 лет.

Алкидные эмали имеют и недостатки. Резкий запах сохраняется в течение недели после нанесения. Покрытие начинает пахнуть при сильном нагреве батарей. Некоторые средства тускнеют, меняют свой цвет. Каждый слой высыхает не менее 12 часов.

Один из главных недостатков алкидной краски – резкий запах,

который также проявляется при сильном нагреве батарей.

Металлические силиконовые краски

При производстве такой продукции применяют силиконовые смолы, водные или органические растворители. К положительным качествам силиконовых средств относятся:

  1. Устойчивость к нагреву. Покрытие выдерживает любые температурные нагрузки, встречающиеся в отопительных системах.
  2. Легкость нанесения. При использовании силиконовой эмали необязательно тщательно подготавливать металлическое основание.
  3. Стойкость к истиранию. Декоративный слой не повреждается при механических воздействиях.

Эмали на основе акрила

Такие краски:

  1. Не имеют резкого запаха. Они хорошо подходят для работы в жилых помещениях.
  2. Быстро сохнут. Этим обусловлено частое использование акриловых эмалей в быту.
  3. Устойчивы к воздействию влаги.
  4. Равномерно наносятся на поверхность, хорошо укрывают металлическое основание.
  5. Безопасны для человека. В состав не входят токсичные растворители.
  6. Сохраняют свойства при нагревании. Покрытие не желтеет при повышении температуры, не растрескивается.
  7. Сочетается с любыми колерами. Благодаря возможности получения широкой гаммы цветов краска используется для художественного оформления.

Недостатком считают высокую стоимость. Однако она компенсируется хорошими рабочими характеристиками средства.

Порошковые составы

Технология подразумевает нанесение порошка, который расплавляется и сцепляется с основанием при нагреве. Порошковые краски делятся на такие типы:

  • эпоксидные;
  • полиэфирные;
  • полиакрилатные;
  • фотохимические;
  • термопластичные.

При использовании по назначению эмаль является безопасной.

Такие средства не предназначены для работы в жилых домах. При нагревании они способны выделять опасные для здоровья человека вещества.

Матовые и глянцевые составы

При выборе краски нужно учитывать фактуру готового покрытия. Она бывает глянцевой или матовой. Первый тип выделяет все дефекты поверхности. Для окрашивания чугунных батарей лучше выбирать матовые варианты. Сплав имеет шершавую структуру, которая будет резко выделяться после покрытия блестящей краской. Для обработки биметаллических радиаторов подойдет глянцевый состав.

На водной основе

Такая краска считается лучшим вариантом для работы в помещении. От других средств она отличается следующими особенностями:

  • отсутствием запаха;
  • безопасностью для человека и природы (эмаль производится на основе простой воды, дисперсные наполнители также не считаются вредными);
  • быстрым высыханием (каждый слой схватывается за 2-3 часа);
  • легкостью нанесения, равномерностью распределения;
  • водоотталкивающими свойствами (при нечастом мытье батарей слой сохраняется в течение 3-4 лет);
  • возможностью использования в любых комнатах, включая детские и спальни.

Как покрасить чугунную батарею под старину

Для того чтобы придать радиатору вид старинного обогревателя, необходимо правильно подобрать цвет и фактуру краски. Например, можно попытаться оформить батарею в виде изделия из цветного металла, латуни или меди. Для этого потребуются специальные наполнители, имитирующие медную поверхность. Красить придется, как минимум, в четыре-пять слоев, с промежуточной полировкой каждого. В результате получается чугунная батарея, очень похожая на медный теплообменник, используемый для обогрева 150-200 лет назад.

Старинные радиаторы водяного отопления зачастую имели декоративные узоры, на поверхности обязательно делались надписи производителя, ставились клейма и прочие атрибуты индивидуального производства. Все это можно попытаться воспроизвести с помощью вырезанных из фольги наклеек.

Декор придется клеить на защищенную чугунную поверхность с помощью термостойких клеевых композиций, например, эпоксидной смолы. После покраски чугунные батареи будут очень похожи на старинный радиатор.

Алкидные краски для радиаторов отопления

Покрытие долго сохраняет свой первоначальный цвет, не выгорает и не меняется. Эта разновидность краски пришла на смену масляным покрытиям. В состав входят алкидные смолы. Масла и многоатомные спирты при их производстве подвергаются температурной обработке. В продажу алкидные составы поступают в готовом к нанесению виде. В качестве растворителя используется нефрас, ортоксил, уайт-спирит.

Алкидные краски при нанесении выделяют несильный запах, который после высыхания выветривается.

Одно из преимуществ заключается в разнообразной цветовой гамме, что позволяет проявить фантазию сделать батарею украшением интерьера

Алкидная эмаль может иметь водную основу. Состав с повышенной термостойкостью со временем не меняет оттенок и качество покрытия

Следует обратить внимание на компоненты: если краска белая, то присутствие титанового пигмента крайне желательно. Чтобы выбрать действительно качественную алкидную краску на водной основе для батареи следует ориентироваться на стоимость продукции и не экономить. Может быть использован растворитель в качестве основы

Такой состав отличается резким запахом. На поверхности образует красивый глянцевый слой

Может быть использован растворитель в качестве основы. Такой состав отличается резким запахом. На поверхности образует красивый глянцевый слой.

Эмаль «Krafor»

Состав специально предназначен для создания защитного декоративного слоя на поверхностях подвергающихся нагреву до + 80 градусов, поэтому отлично выдерживает высокую температуру. Обладает влагозащитными свойствами. Образует прочное глянцевое покрытие. Полное высыхание происходит через 14 часов. Перед нанесением состав перемешивают и при необходимости разбавляют растворителем (уайт-спирит).

Эмаль «Krafor»

Плюсы

  • доступная стоимость;
  • хорошо ложится;
  • чистый белый цвет;
  • красивый глянец.

Минусы

  • долго сохнет;
  • имеет резкий запах;
  • жидкая консистенция.

Эмаль «Krafor» алкидная для радиаторов отопления

Эмаль «Престиж Премиум»

Состав с металлической пудрой в качестве наполнителя специально разработан для окрашивания металлических, нагревающихся в процессе эксплуатации до + 100 градусов, поверхностей. Обладает антикоррозийным эффектом и термостойкостью. Один слой высыхает в течение часа, полное высыхание происходит через сутки. Атмосферостойкая. Не содержит токсины. Имеет в составе натуральные растительные масла.

Эмаль «Престиж Премиум»

Плюсы

  • нет запаха;
  • быстрое высыхание;
  • можно разводить водой;
  • долго сохраняет цвет;
  • прочное покрытие.

Минусы

не обнаружено.

Эмаль «Престиж Премиум» алкидная для радиаторов отопления

Эмаль «DALI»

На металлической поверхности после высыхания образуется прочное, устойчивое к высоким температурам, глянцевое покрытие, которое выдерживает нагрев до + 80 градусов. Краска обладает антикоррозийным эффектом, не боится влаги, не впитывает загрязнениям. Краска может применяться для окрашивания изделий из чугуна и стали, цветного, оцинкованного металла, изделий из нержавеющей стали. Наносить можно ручным и механизированным способом. Разбавлять уайт-спиритом, сольвентом. Один слой высыхает в течение 6 часов, полное высыхание происходит через сутки. Через 10 дней покрытие набирает окончательную прочность. Можно колеровать специальными пастами.

Эмаль «DALI»

Плюсы

  • красивый глянец;
  • износостойкость;
  • антикоррозийный эффект;
  • чистый белый цвет;
  • можно колеровать;
  • низкий расход;

Минусы

не обнаружено.

Эмаль «DALI» алкидная для радиаторов отопления

Эмаль «ТЕКС Профи»

Краска предназначена для окрашивания металлических поверхностей, которые в процессе эксплуатации нагреваются до + 100 градусов. После высыхания создает полуглянцевое белоснежное покрытие, внешне похожее на пластик. Поверхность можно мыть. Со временем цвет не желтеет. Полное высыхание происходит через сутки. Можно колеровать.

Эмаль «ТЕКС Профи»

Плюсы

  • доступная стоимость;
  • не образует подтеков;
  • не желтеет;
  • удобная фасовка;
  • можно долго хранить;
  • быстро высыхает.

Минусы

резкий запах.

Эмаль «ТЕКС Профи» алкидная для радиаторов отопления

Эмаль «Olecolor»

Термостойкий состав для изделий из металла и дерева. Продается в готовом к нанесению виде. Выдерживает нагрев до +80 градусов. Со временем не желтеет, сохраняет блеск. Можно окрашивать теплые батареи. Создает равномерное полуглянцевое покрытие.

Эмаль «Olecolor»

Плюсы

  • быстрое высыхание;
  • чистый белый цвет;
  • доступная стоимость;
  • легко смывается растворителем;
  • доступная стоимость.

Минусы

  • жидкая консистенция;
  • резкий запах.

Эмаль «Olecolor» алкидная для радиаторов отопления

Инструкция по окраске радиаторов отопления

Перед тем как покрасить батарею отопления своими руками, желательно изучить правильную последовательность действий.

Чтобы самостоятельно покрасить радиаторы в квартире, нужно придерживаться следующего алгоритма:

  1. Окраска поверхностей производится сверху вниз.
  2. До нанесения нового покрытия следует обработать поверхность радиатора праймером и дать ему высохнуть.
  3. Работу начинают с окраски задней части батареи.
  4. На следующем этапе, с помощью кисти с изогнутой ручкой, прокрашивают внутренние ребра радиатора.
  5. Наружные части красят в последнюю очередь.
  6. Окрашивание производят на два раза, завершающий слой наносят не ранее, чем полностью высохнет первый слой.

Перед нанесением последнего слоя необходимо осмотреть окрашенную поверхность. Если обнаружатся подтеки или шероховатости, их зачищают с помощью мелкой наждачной бумаги.

Нюансы окрашивания чугунных, алюминиевых и биметаллических радиаторов

Особую сложность у начинающих отделочников вызывает процесс окрашивания старых чугунных радиаторов в доме. Перед тем, как покрасить чугунную батарею отопления в домашних условиях, следует подготовить несколько кисточек с изогнутыми ручками, а также несколько обычных кистей флейц разной ширины.

Когда принимается решение обновить лакокрасочное покрытие алюминиевых или биметаллических радиаторов, следует учитывать, что производитель снимает с себя гарантийные обязательства, если потребитель самостоятельно изменит внешний вид прибора.

Получить качественное покрытие в домашних условиях будет очень трудно. Завод-изготовитель производит окраску радиаторов из алюминия в специальных цехах порошковой краской, получая гладкую и ровную поверхность.

Чаще всего для маскировки дефектов на радиаторах такого типа используют автомобильные средства: шпатлевку по металлу и автоэмаль. Полную покраску также лучше производить с применением аэрозольных баллонов.

Производители эмалевых смесей для тепловых приборов

Выбирая, чем красить батареи отопления, стоит обратить внимание на изготовителей, которые уже доказали качество выпускаемой продукции:

  • ТЕКС. Российская компания, предлагающая ассортимент эмалей. Краска так и называется ТЕКС.
  • DUFA. Это продукция германской фабрики, которая предлагает термостойкие и прочные эмали для батарей. Товарная линейка отличается прочностью, нетребовательностью ухода.
  • TIKKURILA. Известный скандинавский завод с широким цветовым и текстурным ассортиментом ЛКМ.

Если для декора выбирается белый оттенок, то словенская BELINKA будет кстати – состав отличается стойким цветом, не желтеет от времени и допускает добавление пигмента. Разница цен по производителям заставляет задуматься, но экономить не надо – недорогие смеси в процессе эксплуатации не выдерживают нагрева, желтеют и отслаиваются от металла.

Порядок выполнения работ

Перед тем как приступать к покраске радиаторов отопления, необходимо внимательно изучить технологию данного процесса, поскольку от ее соблюдения зависит то, насколько привлекательным будет внешний вид прибора отопления в течение многих лет.Для того чтобы окраска радиаторов отопления была качественной, следует правильно подготовить их поверхность. Длительность подготовительных работ превышает длительность самой покраски. Сначала поверхность радиаторов следует тщательно очистить, сняв старый слой краски с помощью специальных растворов и шпателя и зачистив заржавевшие участки до металлического блеска. Грязь и пыль удаляют мокрой тряпкой.На очищенную поверхность радиатора наносят противокоррозионную грунтовку. В этих целях более всего подходит грунтовка на алкидной основе. Покраску батареи желательно выполнять при отключенном отоплении, иначе краска будет высыхать неравномерно на разных участках. Чтобы защитить пол от попадания на него пятен краски, под радиаторами стелют ткань или бумагу. Нанесение акриловой краски сначала выполняется в верхней части радиатора, а затем в нижней. В первую очередь красят внутренние перекрытия, во вторую – наружные. Это нужно, чтобы не испачкать краской одежду и руки. После высыхания первого слоя акриловой краски наносится второй.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий