Производители
Основными лидерами производства мозаики являются зарубежные компании в основном итальянского происхождения. Это Bisazza, Vitrex и Sicis. Итальянцам удается создавать мозаику с неповторимыми цветами и фактурами, которые высоко ценят дизайнеры всего мира. Для изготовления мозаики они используют исключительно качественные и проверенные составляющие, благодаря чему и заслужили первое место в списке производителей этого отделочного материала.
Не менее качественную мозаику выпускают испанские производители, которые основываются на практичности и долговечности продаваемого материала. На отечественном рынке широко известна продукция компании Alttoglass, которая выпускает интересные коллекции с богатой цветовой гаммой.
Из немецких производителей отмечают компанию Baerwolf. Она производит не только мозаику, но и керамическую плитку, при этом вся продукция имеет высокое качество и хорошие отзывы покупателей.
Из отечественных брендов внимание стоит обратить на Domus и «МВА Принт Мозаика». Они имеют бюджетную стоимость и широкую палитру. В их производстве присутствует даже экомозаика
В их производстве присутствует даже экомозаика.
Большой прорыв в производстве мозаики сделали китайские производители, в частности, компания JNJ. Китай данной компании предлагает не менее качественные товары по значительно меньшей стоимости, поэтому составляет серьезную конкуренцию европейским производителям.
Зaтиркa мозaики. Общие рекомендaции.
Если вы хотите, чтобы мозaичное пaнно выглядело шикaрно, необходимо прaвильно провести зaтирку швов. Процесс зaтирки нaчинaют не рaнее чем через сутки после уклaдки мозaики. Перед зaтиркой мозaичного пaнно обязaтельно нужно удaлить с поверхности остaтки клея. Дaлее следует непосредственно зaполнение швов цветной или белой зaтиркой. Для зaполнения используется либо смесь с добaвлением лaтексной добaвки, либо – белый клей.
Состaв для зaтирки мозaики используется соглaсно инструкции и рекомендaции фирмы-изготовителя. Зaтиркa мозaики производится с помощью резинового шпaтеля и нaносится по вертикaли-горизонтaли рaстирaющими движениями. Площaдь зaтирки зa один рaз не должнa превышaть двa квaдрaтных метрa. Зaтем резиновым шпaтелем диaгонaльными движениями лишняя зaтиркa удaляется. Швы высыхaют примерно зa 15-20 минут. При высыхaнии они стaновятся немного мaтовыми.
После подсыхaния излишки рaстворa удaляются смоченной в воде губкой. Движения при зaтирке должны быть диaгонaльными без сильного нaжимa. Обрaботкa зaтирки мозaики производится плоской губкой. Это вaжно, потому что когдa губкa плоскaя, зaтиркa не вымывaется из швов.
До высыхaния зaтирки полотно очищaют от ненужных остaтков смеси или клея. Если не провести эту оперaцию вовремя, в течение чaсa после нaнесения, очистить поверхность стaнет достaточно сложно. После зaтвердения зaтирки мозaичное полотно сновa промывaют и протирaют увлaжненной губкой.
Процедурa очистки мозaики губкой производится несколько рaз. После кaждого рaзa зaтирке нужно дaвaть некоторое время нa высыхaние. В случaе необходимости нужно воспользовaться кислотным очистителем, только чтобы его смыть, потребуется большее количество воды.
В ряде случaев для зaтирки мозaики используют цементосодержaщие смеси, тогдa для очистки можно воспользовaться грубой ткaнью. В случaе применения эпоксидной зaтирки, для очистки используют рaствор спиртa (10%) или aцетон (при зaтвердевaнии состaвa).
В процессе зaтирки мозaики плитки могут съезжaть и двигaться – попрaвляют их глaдкой чaстью шпaтеля. Только нужно иметь в виду, что время, когдa можно скорректировaть неровности, огрaничено. Испрaвить погрешности можно в ближaйшие полчaсa, потом клей зaтвердевaет и схвaтывaется с мозaикой.
Если уклaдкa мозaики происходит при высокой темперaтуре, то это время еще короче. Соответственно, при прохлaдной темперaтуре, время схвaтывaния клея увеличивaется. Все это – основные прaвилa, которые следует соблюдaть, чтобы зaтиркa мозaики былa кaчественной и прочной.
Оpus sectile (опус сектиле)
Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки).
Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.
Флорентийская мозаика: история промысла
Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.
Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.
Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!
Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.
К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.
Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село
В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.
История итальянской мозаики
Наверное, эталоном мозаичного искусства можно назвать произведения флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров. Тогда художники собирали рисунок из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и других материалов).
Самая древняя мозаика Византии относится к III-IV вв. н.э., а изготовляться она начала по заказу католической церкви. Понятно, что чаще всего художники изображали библейские сюжеты. Как правило, в своей работе византийские мастера использовали смальту — цветное стекло. Для создания панно они прибегали к смальте с добавлением сусального золота, с применением меди и ртути. Мозаика составлялась из небольших квадратиков (реже иной формы), которые выкладывались плотно друг к другу, образовывая неровную поверхность, что придавало рисунку ощущение объема. Неслучайно византийская мозаика считалась эталоном художественного искусства. Великолепную древнюю мозаику можно увидеть в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле).
Особую популярность в XVI-XIX вв. обретает флорентийская мозаика с разнообразной формой плитки, которую мастера, приглашенные из Милана, делали из камня. Тогда основными ее заказчиками выступали члены семьи Медичи, не без помощи которых создавались первые мастерские. В своей работе мастера использовали полудрагоценные камни; тигровый глаз, малахит, аметист, мрамор, яшму, горный хрусталь, агат, лазурит и другие камни. Как правило картины представляли собой натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены. Об их великолепии складывались легенды.
- Как развивалась история скатерти
- История зонтов: от Древнего Китая до современности
- Кованая мебель: история и современность
- 10 модных стилей в дизайне гостиной
- Второе рождение чайных сервизов
- Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
- Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров
Вечная красота
Пика популярности итальянская мозаика достигла в XVII–XVIII веках. Мебель, картины и целые стены, декорированные в такой технике, поражали своей изысканной и немеркнущей красотой людей по всей Европе. Мастера флорентийской мозаики появились во многих странах, в том числе и в России. Величайшим шедевром, созданным с помощью инкрустации из камня, считается знаменитая Янтарная комната.
Сегодня для изготовления «живописи из камня» применяются новейшие технологии и современные материалы. Отдельные детали часто вырезают с помощью лазера, управляемого компьютером. Но и в этом случае флорентийская мозаика остается очень трудоемким и дорогостоящим способом декорирования. Творения мастеров, работающих в традиционной ручной технике, ценятся на уровне подлинников классической живописи.
В флорентийской мозаике изображение набирается из разноцветных камней твердых пород, используются полудрагоценные камни — агаты, яшма, гелиотроп, лазурит, перламутр, ониксы, горный хрусталь. Тонкие пластины камней наклеиваются специальной мастикой на черный шифер или черный бельгийский мрамор.Контуры фрагментов камня определяются линиями изображенного рисунка (в отличие от более простой техники римской мозаики, где используются мраморные плитки простых геометрических очертаний) .
Естественный цвет и рисунок камня становится основным изобразительным средством. Подбор камня по контуру, рисунку прожилок и цветовому оттенку составляет основу искусства мозаичиста.
В итоге его работы возникает картина, с одной стороны демонстрирующая чудо человеческой виртуозности, с другой — как бы созданная самой природой из естественных камней с их уникальным рисунком и цветом.
Флорентийская мозаика — изобретение позднего Ренессанса. Первая крупная мастерская художественных мозаичных работ во Флоренции была основана в 1580 году семьей Медичи. Наиболее совершенной работой ее мастеров считается восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами (сейчас в галерее Уффицци) . Он был сделан под руководством Якопо Отелли по рисунку группы художников во главе с Бартоломео Лигоцци. Сохранилось свидетельство, что двадцать два мозаичиста трудились над ним в течение двадцати пяти лет, начиная с 1613 года. В конце XVIII — начале XIX века техника флорентийской мозаики вызвала подражания, впрочем, не слишком многочисленные из-за ее сложности. Мозаичные мастерские возникают в Милане (мастерская Джакомо Раффаэлли) , в Англии (Дербишир) и в России (Петергоф) . В самой Флоренции традиции мастерской Медичи достойно продолжают мастерские Буонсиньи и Бьянкини.
Сложность изготовления, использование полудрагоценных камней, длительность работы (без современного оборудования на изготовления одной мозаики уходили десятилетия) — все это делало мозаику исключительно аристократическим, чаще всего придворным жанром. Лишь немногие страны смогли позволить себе содержать собственную мозаичную мастерскую. Россия принадлежала к их числу. В России техника флорентийской мозаики получила новые изобразительные возможности, благодаря некоторым техническим изменениям. Эти изменения были внесены после изобретения в конце XVIII века «русской» мозаики. Так называют мозаичные работы с использованием тонких пластин малахита, лазурита, кушкульдинской яшмы, агатов и других ценных камней, которые нельзя получить в виде цельных крупных блоков. Для создания имитации монолита пластины тщательно подбирают по рисунку камня. Данная техника широко применялась русскими мастерами при создании Малахитового зала Эрмитажа. , знаменитой Янтарной комнаты, Лионского (лазуритового) зала и Агатовых комнат Екатерининского дворца, где создается ощущение, что декор стен состоит из цельных блоков цветных камней. Интересным примером может быть интерьер Павильонного зала Малого Эрмитажа. , выполненный А. Штакеншнейдером (1850). В этом огромном двухсветном зале с верхней галереей сложно сочетаются классические архитектурные формы с элементами мавританского стиля. Обилие и вычурность украшений аркад, позолота, полихромия мраморных ниш и фонтанов с орнаментом восточного рисунка, хрустальные люстры в стиле XVIII века создают экзотический и пышный интерьер.
Мозаика и Ломоносов
А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.
В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства
О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)
Историческая справка
Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.
Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.
Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.
Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.
Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.
Византийские виртуозы
— Владимир Александрович, неужели мозаичное искусство не было исконно русским?
— Мозаика, появившаяся на Руси после принятия христианства, применялась при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение она получила благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела.
Правда, в силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.
— Почему он им заинтересовался?
— В предметах мозаичного творчества, которые привез из Италии канцлер Михаил Воронцов, он увидел сочетание элементов науки и искусства. Это ученого, увлекавшегося химией, и привлекло. Зная, что производство смальты итальянцы держат в секрете, а методы получения мусии, как ее называли на Руси, утеряны, он начал проводить опыты. И после тысячи экспериментов ему удалось создать целую палитру таких «каменных красок».
Ломоносовские мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музейных собраниях, были выполнены на высоком художественном уровне: портреты Александра
Невского, императрицы Елизаветы Петровны и др. А мозаичное полотно «Полтавская баталия», самое монументальное его произведение, призванное украшать усыпальницу Петра Великого в Петропавловском соборе (осуществить этот замысел не удалось), позже было перемещено на стену парадной лестницы Академии наук в Ленинграде.
Метод изготовления
Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:
- заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
- набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
- финишная отделка — доводка и полирование изделия.
Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие
Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.
Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.
Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.
Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.
При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.
Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.
Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.
- https://lubikamni.ru/obrabotka/florentijskaya-mozaika.html
- https://skolkogramm.ru/info/florentijskaya-mozaika-38-foto-istoriya-proishozhdeniya-i-tehnika-izgotovleniya-izdelij-iz-kamnya-i-czvetnogo-stekla
- https://TrendsDesign.ru/materialy/mozajka/florentijskaya-mozaika-interernye-kartiny-povyshennoj-slozhnosti.html
- https://yaplitka.ru/istoriya-florentiyskoy-mozaiki-ot-sozdaniya-do-nashih-vremen.html
- https://iridamozaika.ru/articles/florentiyskaya-mozaika-ot-istokov-do-nashih-dney
Современное искусство
Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.
Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.
Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.
Выводы
Флорентийская мозаика – это недешёвое удовольствие. Сделать её очень непросто, придётся потратить немало денег. По времени также выходит очень продолжительный период изготовления. Но спрос на подобное всё равно есть, причём не только у высокопоставленных особ и VIP-личностей, но и у обычных людей, решивших придать части своего интерьера особенный вид. Такое украшение выглядит совершенно неповторимо, а его долговечность исключительна – пройдут века, а узор не выцветет и не потускнеет, изображение будет всё в том же привлекательном виде.
Иногда технологию применяют и вовсе не для полов и стен, а для дверей шкафов, шкатулок и ювелирных украшений, например, подвесок. Так что, если вам нравится подобный стиль, всегда можно найти, где его использовать.