Гениальность
Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.
Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.
Гением можно назвать того, кто:
- обладает необычным восприятием окружающего;
- нестандартно мыслит;
- имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
- обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.
Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.
«Непослушака» — спортивный гений
Главное качество в спортсмене — стрессоустойчивость. Только упорство и воля к победе дают возможность получить в спорте хорошие результаты. Если ребенок не реагирует на ваши замечания и даже под угрозой наказания продолжает гнуть свою линию — эти качества в нем присутствуют.
Детей, которые будут успешны в спорте, можно распознать еще с грудничкового возраста. Например, если ребенок пытается построить башню из кубиков, которая постоянно падает, или, уже покраснев от усилий, он второй час пытается сдвинуть с места стену — у него есть упорство и желание добиться своего, а значит даже проигрыши, которые обязательно будут, не станут преградой на пути к достижению его цели.
Тревожность — детальный стратег
Если перед каким-то событием ваш ребенок начинает задавать вопросы по типу «А что если..?», и дальше следуют самые невообразимые предположения, не стоит отмахиваться от ответов. Скорее всего, ваш ребенок хочет быть готовым ко всем возможным сценариям развития незнакомого для него события. А чтобы обезопасить себя, стремится просчитать свои действия на несколько шагов вперед.
Такая любознательность показывает в ребенке талант стратегического мышления. Он хочет заглянуть в будущее и спрогнозировать дальнейшее развитие событий, учитывая возможность появления разных алгоритмов.
Что такое гениальность?
Гениальность — это высшая степень проявления творческого или интеллектуального потенциала. В отличие от таланта, гениальность узконаправлена и развивается, в основном, только в одном из направлений. Очень часто срабатывает компенсаторный эффект. По принципу, если где-то очень много, значит в чем-то другом – мало. Гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми. Если поставить на чаши весов талант и гениальность, то лучше все-таки выбрать первое. Лучше быть разносторонне развитой личностью.
С другой стороны, гении мыслят совершенно не так, как принято в обществе, потому то, что могло бы огорчить обычного человека, не вызовет у них негативных эмоций. Они будут настолько увлечены успехом в своей сфере, что могут не замечать что-либо другое. Получая моральное удовлетворение от того, что они смогли создать очередные гениальные изобретения, они даже не задумаются, почему так сложно найти общий язык с простыми людьми, особенно с представителями противоположного пола.
Талант и гениальность – это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне. Талант – в виде задатков или способностей, а гениальность – как единственная стратегия развития.
Пройти тест на полушария мозга
Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать не возможно.
Психологические теории и школы
Изучением одаренности занималось большое количество психологических школ. Исходные тезисы многих исследователей были ошибочными. Ярким примером неоднозначности служит труд, посвященный роли наследственности и среды, созданный психологами Стэнфордского и Чикагского университетов во главе с
Л. Терменом и Ф. Фрименом. Исследователи изучали такие факторы, как раса и социальная среда. Огромная научная работа обладала противоречивостью. В противовес Л. Термену психолог Ф. Фримен утверждал, что огромную роль играет воспитание и родители.
Модель, разработанная представителем психологической школы при университете Небраски Дж. Гилфордом, получила название «Структура интеллекта». Она послужила основой для многих концепция педагогики
Большое внимание исследователь уделял памяти, познанию и логике
Одаренность в психологии — это категория, которая носит не только узконаправленный, но и общий характер. Такое мнение высказал советский ученый Н.С. Лейтес.
Психолог предлагал рассматривать категорию через призму возрастных изменений. Им был введен термин «возрастная одаренность». Исследователь утверждал, что умственные возможности возрастают с годами, происходит постоянное вытеснение старых свойств и становление новых.
Профессор и директор Института педагогической психологии и психологической диагностики Мюнхенского университета К. Хеллер полагал, что одаренным детям присуща:
- сверхчувствительность к знаниям;
- интерес к постановке дивергентных задач;
- высокий уровень концентрации внимания;
- креативность.
Мышление у таких детей, по мнению ученого, обладает оригинальностью, продуктивностью и ассоциативностью. Психолог говорил, что гениальным детям присуща феноменальная память, высокая способность усвоения всего нового и развитое чувство любопытства.
Американский психолог Э.П. Торренс утверждал, что одаренный ребенок обладает творческими способностями и мотивацией. Той же концепции придерживался советский исследователь А.М. Матюшкин, полагая, что творчество является базисом, а ум — надстройкой.
Заведующая российской лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина и Института психологии РАН М.А. Холодная отмечает, что для изучения интеллекта требуются естественные и экстремальные условия. Ею были выделены 3 формы одаренности: компетентность, мудрость и талант.
Теория одаренности представлена в трудах ученого Ю.Д. Бабаевой. Специалист утверждает, что гениальность обусловлена социальным фактором. Исследователем был разработан тренинг для выявления гениальности, посредством которого можно постоянно развивать потенциал ребенка.
Одаренность в психологии — это достижение человеком высоких результатов в сферах деятельности. По мнению современного психолога В.С. Юркевич гениальность не существует без устойчивой системы интересов у ребенка. Одаренность всегда развивается на основе любимой деятельности. Развитый интеллект следует рассматривать в качестве системного психического продукта.
Признаки гениальности
Гений всегда выделяется из толпы людей. Его выдают следующие признаки гениальности:
Нестандартное мышление. Свобода, независимость, самовыражение стоят для гения на первом месте. Он по любому вопросу имеет свое мнение, сохраняет индивидуальность. Он не будет подчиняться большинству, скорее, он тот, кто поведет за собой остальных. Гений найдет выход из любой ситуации.
Развитое воображение. Гении живут в своем мире. Благодаря яркому воображению, они создают свою реальность, придумывают что-то новое, необычное. Так рождаются стихи, картины, музыка. Так происходят открытия.
Активность. Энтузиазм, любознательность – силы, заставляющие гения постоянно работать, узнавать новое, развиваться. Он постоянно занят делом. Если терпит неудачу, то ту же поднимается, придумывает новый способ достижения цели. Гении ценят, уважают себя. Они уверены в своих силах, имеют адекватную самооценку. Поэтому они стремятся к максимальной самореализации. Они очень выносливы
Если их что-то не устраивает, то они не будут мириться с этим, а предпримут активные действия по улучшению ситуации.
Внимание к деталям, перфекционизм. Создание чего-то нового невозможно без тщательной оценки старого, кропотливой работы над деталями набросков.
Спонтанность и оригинальность
Если индивиду придет в голову очередная гениальная идея, то он может тут же направить все силы на ее реализацию.
Чтобы как-то конкретизировать гениальность психологи составили типологию интеллектов:
- лингвистический (писатели, поэты);
- математико-логический (ученые, финансисты);
- пространственно-визуальный (художники, фотографы);
- музыкальный (композиторы, музыканты);
- кинестетический (спортсмены);
- межличностный (юристы, политики);
- внутриличностный (философы, психологи, священники);
- натуралистический (ботаники).
У гениев развиты сразу несколько типов интеллекта. Их отличает системность мышления (дивергентное мышление), способность рассмотреть проблему с разных сторон и увидеть то, что другие не замечают. Гении открыты новому, умеют признавать ошибки, учиться на них.
Чем отличаются талантливые люди?
Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.
Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.
Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.
Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.
Развитие одаренности
Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия).
Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми.
Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:
познавательная активность родителей;
совместная деятельность родителей и ребенка;
совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
внимание к ребенку;
вся семья признает ценность образования.
Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.
Условия школьного обучения для развития одаренности:
- предоставление свободы;
- ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
- свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.
Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода
За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Какие факторы влияют на скорость реализации?
Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?
- Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
- Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
- Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
- Окружение. Влияет существенным методом.
- Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.
Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.
Тесты на знания в разных областях
Широту кругозора мы с вами проверили, теперь нужно оценить глубину ваших знаний в разных областях. Для этих целей я подготовила 10 узкоспециализированных тестов. Советую вам пройти все ради интереса. Возможно, вы откроете в себе новые грани, о которых даже не подозревали. Итак, приступим.
30 вопросов об изобразительном искусстве
Тест специально для ценителей прекрасного. В нем 30 вопросов о живописи, скульптуре, графике, современных видах изобразительного искусства. Вопросы довольно сложные. Неискушенному человеку будет непросто ответить на них. Можно пополнить свой словарный запас новыми словами и узнать интересные факты из биографии известных художников.
Изобразительное искусство – совсем не моя тема. Несколько раз я отвечала наугад. Тем не менее смогла набрать 19 баллов, чему несказанно рада.
Тест на знание мировых столиц
Как правило, знание столиц среднестатистического человека ограничивается областью Европы и парочкой азиатских стран. Всего 24 вопроса, многие из них можно назвать очень сложными. Действительно, далеко не каждый сможет назвать столицу Чада или Пакистана. Проверьте, как у вас обстоят дела с географией. Возможно, нужно подтянуть свои знания, чтобы адекватно воспринимать информацию из мировых новостей.
Можете поздравить меня! Наконец-то достойный результат: 24 из 24. Не зря я еще в школьные годы выучила все мировые столицы в целях тренировки памяти.
Насколько вы начитанны
Вам будут представлены 10 цитат из произведений мировой и русской литературы. Нужно отгадать, из какого именно произведения отрывок, и выбрать один ответ из двух вариантов.
Человек, который хотя бы немного разбирается в литературе, сможет легко ответить на все методом исключения. Жаль, что авторы не сделали 3 и более вариантов ответа, ведь так было бы намного сложнее.
У меня 10 из 10.
Как хорошо вы знаете историю
Здесь собраны вопросы на знание мировой истории с древнейших времен до наших дней. Многие факты, упомянутые в опроснике, оказались для меня открытием. Проверьте, все ли из перечисленного вы до этого знали.
Я набрала 10 баллов из 15.
40 известных личностей
Предлагаю проверить вашу зрительную память и знание ключевых фигур в истории, науке, искусстве, литературе. На экране покажут 40 портретов и поочередно зададут 40 вопросов. Вас спросят, где портрет того или иного человека, а вы должны указать на правильное изображение.
Тест сложный, но интересный и занимательный. Он не похож на все остальные и вносит нотку разнообразия в нашу подборку.
Я угадала всего 23 фото из 40. Начиналось все довольно просто: с Эйнштейна и Наполеона. А закончилось все Птолемеем, которого я никогда в глаза не видела.
Тест на знание русской литературы
Вам предстоит ответить на 15 вопросов по произведениям из школьной программы. Вопросы непростые, глубокие. В некоторых из них нужно выбрать из перечисленных вариантов автора строк. В других – вспомнить, кто из героев произносит фразу.
Почти все книги я читала, но мне удалось набрать лишь 5 баллов. Отличный повод снова перечитать!
В мире дикой природы
Сложный тест, который смогут осилить лишь увлеченные натуралисты. Зато очень познавательный. Из него я узнала много интересных фактов о животных. Теперь будет чем блеснуть перед знакомыми.
Я ответила правильно лишь на 7 заданий из 25.
Что вы помните из курса школьной физики
Ох уж эта физика! Сколько крови она попортила юным школьникам за последние 100 лет. Давайте проверим, что из школьного курса физики осело в наших головах. Ответьте на 15 вопросов и оцените свои знания.
Почему-то сайт не сообщил мне, сколько баллов я набрала, а лишь поставил “отлично”.
Знаете ли вы значение этих слов
От естественных наук перейдем к гуманитарным. Попробуйте догадаться, что означают эти странные слова. С некоторыми мы сталкиваемся довольно часто, а некоторые вы наверняка увидите впервые. Тест с мгновенной проверкой ответов. Вы нажимаете на выбранный вариант – система подсветит его красным или зеленым в зависимости от правильности.
Мой результат 7 из 10.
Насколько хорошо вы разбираетесь в советском кинематографе
Завершим подборку тестом про наш любимый и родной советский кинематограф. Проверьте, насколько хорошо вы знаете фильмы, актеров, режиссеров. Если результат не оправдает ваших ожиданий, можете пересмотреть на досуге бессмертные шедевры отечественного кино. Лишним это никогда не будет.
У меня всего 6 баллов из 10. Пошла смотреть “Обыкновенное чудо”.
Гениальность, одаренность, талант – как отличать
Сперва посмотрим на популярные понятия, которые в некотором роде принято считать синонимами. Чем отличается гений от высокоинтеллектуальной или талантливой личности? На деле у этих понятий есть достаточно четкие критерии, помогающие их разделить.
Гениальность
Люди, способные своими действиями изменить мир, делающие вклад в развитие прогресса и обладающие исключительными способностями в одном направлении деятельности – это гении. Они создают что-то уникальное, чего до них не было. Часто таким людям свойственна следующая черта: они превосходны в одном направлении – науке, технике, искусстве, политике – но их навыки ощутимо «провисают» в других. Например, они бывают совсем не приспособлены к обычной жизни или социальному общению.
Расшифровка термина «гениальность» вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает.
Талант
Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте:
Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.
Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.
Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант. Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому талантливый уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего.
Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Энштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.
Одаренность
Опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился.
Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.
Определение и теории проявления
Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.
Биологическая
Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта. Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.
Историческая
Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением. Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы. Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.
Психологическая
Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.
Эзотерическая (мистическая)
Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода. Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.
Патологическая
Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией. Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями. Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.
Желание действовать
Одаренность, талант, гениальность – все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.
Послесловие
Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.
Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.
Какие черты отличают гениев от остальных людей – 7 признаков того, что перед вами необычный человек
Задумывались ли вы над тем, есть ли гении среди ваших друзей и знакомых? При таком вопросе в голове может возникнуть закономерный встречный вопрос: а по каким признакам выявить гения? Кроме совсем очевидных – ребенок прошел всю школьную программу к 10 годам или сочинил первую симфонию в 12 лет?
Вот несколько личностных качеств, которые могут подсказать, что перед вами не просто талантливый человек, а с задатками гения:
Причем такое, что его не скрыть. Это слишком рациональный подход в решении простейших задач, не свойственный возрасту, способность совмещать не совмещаемые вещи, мыслить шире предложенных рамок. Именно благодаря такому навыку гении в итоге совершают научные или технические открытия, создают шедевры искусства.
Гению свойственно находить проявление в каком-то одном направлении деятельности: искусство или наука. Гений с одинаковой вероятностью может иметь математический или гуманитарный склад ума и реализовывать свой потенциал в связи с этой особенностью. Гениальные дети в современных условиях не являются отличниками, даже наоборот – частенько могут получать порицания по поводу полной неспособности к какому-то предмету. Например, Эйнштейн очень плохо учился и даже считался отставшим ребенком. В этом случае учителя могут только дать свободу самореализации и не заставлять изучать все предметы через давление. Повзрослевшие гении едва ли будут ощущать расстройство от того, что увлечены только одной сферой деятельности из существующего многообразия – они будут слишком заняты своими открытиями.
Дети или взрослые, предрасположенные к гениальности, чувствуют свою силу, поэтому в глубине души понимают, в какой сфере должны реализовать свою гениальность. Часто они ставят себе глобальную задачу: совершить открытие, которое принесет пользу всему миру, или открыть лекарство, которое избавит людей от болезней. В общем, их деятельность полностью направлена не на признание, она альтруистична. Именно осознание этой высшей цели помогает им преодолевать трудности и проявлять невероятное упорство.
Ни один гений не обходится без невероятной настойчивости, ведь часто открытия выходят за рамки всех существующих представлений о мире, а чтобы туда пробиться, нужна целеустремленность и несгибаемость. Среди гениальных людей просто нет людей со слабым характером или силой воли. По сути, гениальность – это упорство, помноженное на талант в гипертрофированной форме и узком направлении.
Поскольку у гениев с рождения есть интуитивное осознание миссии своего существования, они уверены в себе. При этом это нельзя назвать гордыней или тщеславием – именно спокойная уверенность человека, который знает, зачем он здесь. Их открытия и нововведения зачастую опережают время, в котором они родились (как у Николы Теслы). Поэтому часто бывает так, что пока гений жив, его трудно понять – о существенном вкладе в прогресс говорят уже несколько поколений спустя. Из-за сильной уверенности в себе такие люди не боятся рисковать (потому что подсознательно знают, что делают), не концентрируются на поражении, а ищут способы достичь нужного им результата любым путем. Ярким пример последнему тезису – Томас Эдисон, которому понадобилось найти несколько сотен неработающих способов, прежде чем он изобрел электричество.
Поскольку очень часто знание, которое они могут передать миру, не поддается логическим объяснениям, гении действуют по зову внутреннего голоса, который буквально может вести их за собой. Чаще всего это неожиданные вспышки просветления, которые и дают человеку возможность после определенного застоя в проекте резко продвинуться вперед. Внутреннее «Я» и интуиция – неразлучные спутники любого гения
Для гениев очень важно уметь слышать это голос, не сильно зацикливаясь на рациональном мышлении, ведь только так можно создать что-то из ряда вон выходящее. Некоторые исследователи даже считают, что гениям свойственно специально переходить в медитативное состояние, когда они сталкиваются с особо сложной задачей
Широко известны примеры, когда решающие открытия были сделаны во сне (периодическая таблица Менделеева или произведения Шопена)
Гениальные люди отличаются чуть более свободным и широким взглядом на мир. Будто они умеют выходит за предложенные рамки и видеть то, что скрыто от глаз. А вот для воплощения таких смелых идей в жизнь как раз и потребуется навык самовыражения и упорство в поиске ресурсов для реализации своих замыслов. Без применения такого широкого взгляда на практике они будут чувствовать себя непонятыми.
Что скажете — встречали таких людей?