Как отремонтировать кран-буксу керамического типа
Между керамическими дисками кран-буксы могут оказаться песок или другие механические примеси, которые станут причиной нарушения герметичности стыковки поверхностей, вследствие чего сантехнический элемент будет протекать. Устранить такую проблему можно после демонтажа буксы и разборки головки. Каждая пластина тщательно очищается и смазывается водостойким составом. После ремонта керамической кран-буксы узел собирается обратно.
Если на дисках обнаружены небольшие царапины и трещины, убрать их можно посредством шлифовки основания. Ремонт кран-буксы выполняется с помощью мелкоабразивного порошка зернистостью 1200, который состоит из карбида кремния и оксида алюминия. Порошок перед началом процедуры следует насыпать на любое стекло. В качестве растворителя можно использовать машинное масло. Далее берется поврежденная пластина, прикладывается к стеклу и трется о него круговыми движениями. После исчезновения всех царапин диск промывается под проточной водой.
Между керамическими дисками располагается прижимная шайба, которая может быть фторопластовой, капроновой или пропиленовой. Деталь подвергается постоянной нагрузке, что приводит к ее износу. Уменьшение ее толщины снижает плотность прилегания узлов. Образовывается зазор, куда просачивается вода.
Главным достоинством керамических моделей является возможность ремонта
Деталь можно заменить на новую. Для этого кран-буксу полностью разбирают, вытаскивают шток, стопорное кольцо и пластиковую шайбу. После установки новой шайбы диски следует очистить и смазать. Если не удается найти подходящую по размеру деталь, можно нарастить ее толщину посредством наклеивания на нее слоя изоленты или путем подкладывания под нее тонкого кружка из полиэтилена.
В случае износа корпуса, шток-крана, повреждения резьбы или наличия на дисках существенных царапин ремонт кран-буксы своими руками выполнить невозможно. Головку необходимо заменить на новый элемент.
Устройства с червячным механизмом
Резиновые или червячные устройства оснащены штоком. При повороте рукоятки крана он выдвигается. В результате прокладка в устройстве открывает или перекрывает седло клапана и, соответственно, подачу воды. Сама прокладка может быть изготовлена из различных типов резины. И от этого зависит, насколько долго она будет служить. Ее износ можно определить по гулу в трубах, который появляется при включении крана на подачу воды.
Основным недостатком кран-буксы данного типа можно назвать не слишком большой срок эксплуатации этого устройства. Среди же достоинств, которыми обладают приспособления с червячным механизмом, выделяют:
- достаточно низкую стоимость данных устройств;
- распространенность в продаже, что позволяет без проблем найти нужную модель;
- несложность для замены своими руками либо для ремонта этого приспособления;
- возможность изготовить прокладку самому из подходящей для этого резины.
Разновидности
Было бы несправедливо обойти вниманием факт наличия на рынке других видов кран буксы. 1
Кран букса запорная червячная. Это своего рода «классика жанра». Своему названию такая букса для крана обязана специальному валу поворотного штока. Снаружи на корпус нанесена резьба для подсоединения к смесителю и на нём же имеются грани под определённого размера гаечный ключ
1. Кран букса запорная червячная. Это своего рода «классика жанра». Своему названию такая букса для крана обязана специальному валу поворотного штока. Снаружи на корпус нанесена резьба для подсоединения к смесителю и на нём же имеются грани под определённого размера гаечный ключ.
Червячная кран букса применялась в качестве запорного механизма не одно десятилетие, но она имеет массу недостатков
Расположенные внутри шлямбуры бывают следующих видов:
- с направляющими для запорного подвижного клапана;
- с резьбой, витки которой нарезаны обратно червячному валу.
В изделиях с червячной крановой буксой первого варианта исполнения ручки вентиля вращаются относительно смесителя в одной плоскости. Шток крепится к шлямбуру подвижно посредством шайбы или специальной скобы. Внутренние поверхности штока оснащены специальными уплотнительными кольцами, сальниками, препятствующими протечке сквозь соединение воды.
На защитной обечайке имеется закреплённая винтом запорная прокладка. Вся эта конструкция крепится неподвижно непосредственно к штоку или к клапану. Снаружи запорная деталь оборудована головкой со шлицевым или квадратным сечением и отверстием, внутри которого нарезана резьба для крепёжного болта.
2. Шаровая букса. Простота конструкции – вот отличительная особенность буксы для крана данного типа. Здесь роль запорного элемента играет обыкновенный металлический шар со сквозным отверстием. Как такая деталь работает интуитивно понятно: для перекрытия воды достаточно повернуть её на четверть оборота.
Кран букса для душа имеет такое же строение, как и в обычном кране, и заменить ее несложно
Советы мастеров
Не всегда течь свидетельствует о повреждении кран-буксы. Намного чаще замены требуют стирающиеся во время эксплуатации элементы: резиновые прокладки и керамические пластины. В первую очередь следует проверить отсутствие механических повреждений в этих элементах. Но если на прокладках повреждения различимы хорошо и их замена трудности не представляет, то с керамикой все сложнее.
Неплотность прилегания возникает в результате повышенной жесткости воды, оставляющей на плоскостях абразивные осадки. А для их устранения пластины достаточно промыть и почистить. Поэтому специалисты рекомендуют при использовании керамических сердечников устанавливать перед смесителями для ванной комнаты и кухни фильтры грубой очистки. Кроме того, мастера советуют:
- перед началом работы постелить коврик, картон или газеты, чтобы не потерять в процессе мелкие детали и предохранить поверхности от повреждений в случае падения тяжелых инструментов;
- при срыве крана, когда вода заливает комнату, сначала перекрыть подачу воды, а только потом выяснять характер повреждения;
- проверку новой кран-буксы производить с напарником: один открывает доступ воды к смесителю, а второй следит устранена ли течь, чтобы в любой момент можно было сразу вновь перекрыть вентиль;
- при покупке нового смесителя всегда следует проверять, какой механизм приобретается, для чего достаточно раскрутить маховик до предела; для конструкции с резиновыми прокладками надо сделать 3-4 оборота, для керамической достаточно и половины.
Виды и размеры устройств
Внешне все кран-буксы очень схожи между собой, но по внутреннему устройству они могут довольно сильно отличаться. Конструктивно выделяют два вида данных устройств:
- червячные – их называют еще резиновыми из-за расположенной внутри механизма прокладки из этого материала, которая служит для перекрывания седла крана для подачи воды через смеситель;
- керамические – эти приспособления еще можно назвать дисковыми. Из керамики же в таких кран-буксах выполнены только два диска, на которых есть отверстия для прохождения воды. Один диск неподвижен, второй — подвижен. При повороте рукоятки крана для подачи воды, он открывает или перекрывает отверстия на первом диске.
На рынке сантехнических приспособлений и устройств сегодня можно увидеть достаточно большой выбор кран-букс как отечественного, так и зарубежного производства. Они могут отличаться пропускной способностью, температурой воды и максимально выдерживаемым давлением. Есть различия в этих устройствах и в размерах. При покупке устройств для замены нужно учитывать, что они могут различаться количеством шлицов на поверхности штока под маховик – это 20 либо 24. А типоразмеры резьбы под установку в смеситель бывают на 1/2 и 3/8 дюйма.
Резиновые кран-буксы
Частые ошибки
Самой распространенной ошибкой при замене кран-буксы является силовое решение проблемы, если сердечник не выкручивается или не встает на место. Это может привести к срыву резьбы и, как следствие, к выводу из строя всего смесителя. Чтобы избежать этого, надо знать: достаточно часто происходит прикипание сердечника к корпусу смесителя в результате ржавчины или окисления. Устраняется этот эффект вымачиванием соединения в кислотных или уксусных растворах и химических растворителях.
Особые внимание и осторожность требуются при устранении неполадок в керамических кран-буксах. При сборке надо отслеживать совместимость поверхностей и не путать верх пластины с низом, несмотря на то, что они схожи между собой. Кроме того, повреждение может быть вызвано деформацией или истиранием фторопластовой шайбы, находящейся между пластинами
Поэтому, прежде чем отправляться в магазин за новым устройством, следует проверить сохранность фторопластовой шайбы
Кроме того, повреждение может быть вызвано деформацией или истиранием фторопластовой шайбы, находящейся между пластинами. Поэтому, прежде чем отправляться в магазин за новым устройством, следует проверить сохранность фторопластовой шайбы.
Как правильно установить кран-буксу
Прежде чем монтировать новую запорную арматуру следует определить, какой вид элемента установлен в смесителе – червячный либо керамический кран-букс. Для этого достаточно покрутить вентиль и если он совершит только пол оборота, значит, кран оснащен головкой из керамики, а если оборотов будет 3 или 4 значит, смеситель имеет червячный механизм. После приобретения новой буксы нужно подготовить рабочий инструмент – отвертку и гаечный ключ. Поставить новый запорный механизм можно своими силами, здесь не нужны особые знания и навыки.
Для демонтажа старой запорной арматуры следует отключить систему водоснабжения и выполнить следующие действия:
с помощью отвертки снять заглушку с маховика;
снять маховик, выкрутив отверткой расположенный под ним болт;
убрать декоративный «стакан»;
осторожно выкрутить головку с помощью ключа.
Монтаж нового механизма требует выполнения тех же действий, но в обратном порядке. Если новая головка установлена правильно и все отверстия совмещаются должным образом, то при включении системы водоснабжения проблем не возникнет.
Устройство двухвентильных смесителей
Та часть смесителя, которая регулирует подачу воды (она увенчана «барашком»), называется головкой вентиля. В быту за ним закрепилось более лаконичное название – кран-букса.
Двухвентильное смесительное устройство
Внешне все двухвентильные смесители абсолютно одинаковы, но внутреннее их устройство может быть самым разным. Дело в том, что есть два типа клапанных головок.
С резиновой прокладкой
Кран-букса представляет собой пару «гайка-болт», на конце винта закреплена толстая дискообразная резиновая прокладка. При вращении маховика винт перемещается вдоль его оси, что изменяет положение прокладки относительно седла.
Чем ближе прокладка к седлу, тем меньше проходное сечение клапана — давление будет падать. При повороте маховика в обратную сторону увеличивается расстояние между прокладкой и седлом, а, следовательно, и давление.
Конструкция клапанной головки с резиновым уплотнением самая старая, она имеет ряд недостатков:
- для регулировки требуется сделать несколько оборотов маховика – главный недостаток, из-за которого сегодня многие отбраковывают такие смесители;
- при износе прокладка может гудеть (на ней появляются деформации);
- пара винт-гайка сложна в изготовлении, подвержена износу и требует использования сальникового узла (уплотняет отверстие под шток);
- относительно высокая стоимость (из-за сложности изготовления).
Есть и преимущества:
- неприхотлив к качеству воды – твердые примеси не действуют на сустав;
- простота и дешевизна ремонта – прокладку легко поменять, новую можно вырезать самостоятельно из листа резины или кожи. Правда, при протечке сальника ремонт будет более трудным, а при износе винтовой пары и вовсе невозможен (требуется замена кран-буксы). Но такие поломки случаются реже.
Керамические (полуоборотные)
Механизм регулирования состоит из двух керамических пластин с близко прилегающими друг к другу отверстиями (вместо отверстий могут быть зазубрины на краю). Одна пластина закреплена неподвижно, вторая закреплена на вращающемся вокруг своей оси стержне, увенчанном маховиком. Вода поступает в носик при совпадении отверстий в пластинах.
Керамические втулки
Керамическая конструкция более прогрессивна, поскольку имеет ряд преимуществ:
- для подачи воды с максимальным напором руль поворачивается на угол всего 90 градусов. Отсюда и название «полуоборота». За счет этого эти смесители гораздо удобнее в использовании, чем аналоги с резиновыми прокладками;
- в любом состоянии кран-букса не издает никакого гудения;
- простое устройство – вместо винта используется безрезьбовой шток (прост в изготовлении). Так как он только вращается (винт тоже выдвигается), то вместо сальника достаточно установить два резиновых кольца. Из-за отсутствия подвижного резьбового соединения изнашиваться нечему;
- невысокая стоимость (за счет простоты устройства).
Дефекты:
- песчинки и другие твердые примеси, попадая между плитами, вызывают протечки и разрушают керамику в пути. Поэтому перед такими смесителями рекомендуется устанавливать механические («косые» или «шламовые») фильтры. Из практики известно, что такие повреждения встречаются крайне редко;
- прокладки, а тем более керамические пластины, самостоятельно изготовить невозможно. Правда весь ремкомплект стоит меньше 10 рублей.
В разрезе достоинств недостатки керамических клапанных головок кажутся незначительными, поэтому эти устройства предпочтительнее.
Виды
Сейчас кран букса делится на два основных типа:
- Червячные;
- Керамические.
Они обладают своими особенностями конструкции, преимуществами и недостатками.
Поговорим о каждом отдельно.
Червячные
Для процедуры полного закрытия или открытия требуется совершить 2-4 оборота ручки крана. Устройство основано на червячном принципе работы. На выдвигаемом штоке расположена прокладка из резины. Она прижимается к седлу клапана и перекрывает воду. Такую прокладку легко заменить, изготовить самостоятельно. Их выполняют из резины разных сортов, от чего во многом зависит срок эксплуатации устройства.
К сильным сторонам можно отнести:
- Доступная стоимость прокладок;
- Возможность изготовить прокладку из подручного куска резины;
- Отсутствие необходимости сложного ремонта;
- Широкая распространенность.
Но вместе с преимуществами следует принимать во внимание недостатки, которые характерны для уже несколько устаревших типов кран буксы. Возможно, они повлекли за собой появление керамических аналогов и концентрацию потребителей вокруг них:
- Непродолжительный срок службы резиновой прокладки;
- Потребность в совершении нескольких поворотов для перекрытия и открытия воды;
- Потеря плавности хода с течением времени;
- Резонанс и неприятный шум;
- Постепенное разрушение водопроводной сети.
Керамические
Полный цикл открытия-закрытия требует всего пол оборота. Такая кран букса имеет главный элемент конструкции — две керамические пластины, на которых имеются одинаковые отверстия.
Одну пластину прочно фиксируют в корпусе буксы, а вторую крепят на штоке, на котором держится ручка смесителя. При повороте маховика смещается или совмещаются на пластине отверстия, тем самым открывается или перекрывается подача воды.
Заметим, что такое устройство починить не просто. Поменять только пластину не получится, поскольку требуется отыскать аналогичную. Проще сразу поменять буксу полностью.
К преимуществам, которыми обладает устройство такого типа, относят:
- Высокий срок службы;
- Потребность всего в пол обороте для закрытия и открытия крана;
- Плавный ход;
- Меньший уровень создаваемого шума.
Но есть и негативные моменты:
- Стоит несколько дороже, чем кран букса с резиновой прокладкой;
- Не очень любят взаимодействие с загрязненной водой;
- Требуют установки фильтра тонкой очистки, если в водопроводной воде присутствует песок.
Устройство кран-букс
У вас возникла необходимость отремонтировать кран? Изначально следует понять, как устроен кран-букс, и ознакомиться с существующими видами этого запорного элемента.
Устройство стандартного кран-букса:
- корпус из металла с резьбой, позволяющей легко вкрутить или выкрутить головку. Герметичность корпуса детали обеспечивается за счет наличия не только резьбы, но и прокладки из резины;
- штуцер – зафиксированный в корпусе переходник;
- шток – вращающийся механизм, имеющий разное строение исходя из вида запорной головки;
- шайба, позволяющая установить буксу в кране в определенном положении.
Разновидности модельных конструкций кран-букс
Современный рынок сантехники предлагает широкий выбор моделей этого устройства. Обычному человеку-неспециалисту с первого взгляда может показаться, что детали одинаковые, но это мнение ошибочно.
Модели кран-букс
Кран-буксы по варианту водозапорного элемента классифицируются следующим образом.
Резиновые (червячные)
При вращении вентиля смесителя в движение приводится шток, который придавливает или отпускает резиновую прокладку. Она же, в свою очередь, открывает или перекрывает седло клапана крана, а вместе с ним регулирует подачу воды.
Достоинствами этого вида являются:
- изобилие запчастей для каждого вида смесителя;
- ремонт изношенной кран-буксы можно осуществить собственноручно;
- возможно изготовление резиновых прокладок самостоятельно;
- доступная цена.
К минусам данного вида относят:
- маленький срок эксплуатации;
- необходимость осуществления большого количества оборотов вентиля;
- со временем снижается плавность хода, а также появляется шум или скрип.
Керамические (дисковые)
Исходя из названия понятно, что в конструкции используется керамика. Однако из нее изготовлены лишь диски, которые отвечают за подачу или перекрытие воды.
К плюсам можно отнести:
- долговечность;
- сравнительно малое количество оборотов, нужное для открытия или закрытия смесителя;
- плавный ход, бесшумность.
Главными минусами стоит считать необходимость применения фильтров для чистки воды, а также высокую стоимость керамического механизма.
Шаровидные
В основе водозапорного устройства используется металлический шарик, отвечающий за подачу воды.
Положительные стороны модели:
- длительный срок службы;
- быстрота, бесшумность при открытии и закрытии смесителя.
Отрицательные стороны:
- высокая чувствительность к качеству воды;
- непригодность к восстановлению.
Перед тем как отремонтировать (заменить) кран-буксу, стоит перепроверить, какая именно модель буксы установлена в смесителе. Знание этой информации позволит купить нужную запчасть, тем самым ускорив ремонтные работы.
Полуоборотная система
Что касается такой услуги как ремонт кран буксы с керамическими пластинами, то она достаточно востребована именно благодаря тому, что надёжность этих механизмов оценили многие. Полуоборотные краны появились далеко не вчера, сразу став привлекательной заменой тугим и неудобным червячным механизмам. Они позволяют практически молниеносно перекрывать воду, безо всяких усилий и также быстро, но при этом плавно контролировать напор. Приятно радует и то, что выпускаются они с разным диаметром, а также шагом резьбы. Таким образом, их можно устанавливать и вместо устаревших механизмов.
Ремонт кран буксы из керамики, по сути, тоже сводится к её замене. Основными деталями перекрывающего клапана являются керамические пластины, идеально обработанные поверхности которых играют роль штор, перекрывающих доступ в систему водоснабжения. Чтобы осуществить ремонт керамической кран-буксы, персоналу обслуживающей организации необходимо выполнить следующие операции:
— Перекрыть водоснабжение;
— Снять декоративные заглушки на смесителе (попутно избавившись от мешающих работе факторов);
— Вынуть полуоборотный модуль и при необходимости почистить пластины от налета тяжёлых фракций;
— Заменить повреждённый модуль, предварительно подобрав подходящую модификацию или установить прочищенную буксу, если она способна функционировать далее.
Ремонт смесителей в большинстве своём производится в указанном выше порядке. А нормальное функционирование системы в будущем, во многом зависит от квалифицированного подхода ко всем необходимым мероприятиям. Ведь многие из нас ещё помнят неадекватно гудящие краны, после визита штатного сантехника и постоянный шум падающих капель, избавиться от которого можно было, только заткнув чем-нибудь уши.
На самом деле, тот же шумящий кран — это результат безграмотности или безалаберности мастера. Некачественная или неправильно установленная прокладка и приводила к подобным казусам. Так как же избежать этих проблем сейчас, если всё-таки необходимо отремонтировать кран-буксу?
- Не нужно искать мастера из «подворотни», пытаясь сберечь средства;
- Недорогие детали не всегда плохого качества, но экономия должна быть поддержана гарантиями;
- Пользуясь услугами официального сервиса, вы всегда сможете предъявить претензии относительно плохого качества выполненных работ.
Даже если вы считаете, что способны починить кран-буксу сами, не торопитесь хвататься за пыльный сундук с инструментами или бежать за необходимыми ключами к соседу. Подумайте о том, обладаете ли вы достаточным опытом и знаниями. Ведь необдуманные поступки легко могут превратить, способный ещё долго служить смеситель в бесполезную железку, или просто стоить вам немалых средств, выкинутых не ненужные детали. Поэтому постарайтесь правильно оценить ситуацию и позвольте отремонтировать кран-буксу или заменить ее, если это невозможно, тем, кто однозначно добьётся необходимого результата.
Что такое кран-букса, ее назначение
С античных времен применялся простейший поворотный кран. Сначала их делали из твердых пород дерева, в средние века перешли на металл. Они не позволяли точно регулировать поток жидкости. Фактически у них было только два положения: открыто и закрыто.
В конце XVIII века английский изобретатель Джозеф Брама изобрел и стал производить винтовой водопроводный кран. С его помощью стало возможным получать струю воды нужной интенсивности, плавно регулируя поток.
Через столетие Великий английский ученый лорд Кельвин изобрел смеситель – устройство с двумя вентилями, позволяющее получать струю воды требуемой температуры и интенсивности.
Кран Брамы стал прообразом современного крана. С целью совершенствования технологии производства, а, главное, упрощения ремонта и обслуживания, все подвижные части крана были собраны в единый модуль, который и называется кран-буксой. Все высокоточные операции по изготовлению, такие как фрезеровка, точение, сверление — проводятся над деталями, из которых состоит кран- букса. Их делают из более дорогих и износостойких материалов, чем литой из алюминиевых сплавов или стали корпус крана или смесителя, что дает дополнительную экономию и позволяет снижать цену изделия.
Кран-букса – это и единый ремонтный модуль. При необходимости его можно быстро снять со смесителя, не нарушая его установку и герметичность присоединения к магистралям горячей и холодной воды. Все кран-буксы одного типоразмера взаимозаменяемы, поэтому запасные части для любого смесителя легко найти в магазины.
Исторически сложилось так, что на территории стран СНГ выпускают кран-буксы с квадратным креплением под маховик. Импортные выполняют это крепление шлицевым, и имеют 22 или 24 шлица. Эти два типа кран-букс несовместимы
В конце 20 века была изобретена новая разновидность кран-буксы- керамическая.
Ремонт и замена
Металлокерамическое изделие является ремонтопригодным, его можно разобрать на отдельные части и заменить те, которые вышли из строя.
Причины неполадок в работе
Основные факторы, вызывающие отказ в работе:
- плохое качество воды, которая может содержать твёрдые механические примеси или быть насыщена химическими минералами;
- некачественное изготовление изделия;
- нарушение правил эксплуатации смесителя (приводятся в сопроводительной документации).
Для снижения негативных факторов от плохого качества воды, в магистраль встраивается фильтр механической очистки.
Более дорогой вариант – это комплексное устройство по полной очистке воды, включая химические примеси. Но такая конструкция является дорогостоящей, поэтому её целесообразно применять для загородных домов, использующих воду из скважин.
Нарушение нормальной работы смесителя, вызванное отказом кран-буксы, потребует ремонта или замены.
Ремонт кран-буксы
Для проведения восстановительных работ, несправное изделие требуется демонтировать со смесителя.
Порядок работы:
- отключить внешним краном подачу воды на смеситель;
- удаляется декоративный колпачок с маховика, выкручивается фиксирующий винт;
- применяя гаечный или разводной ключ, вынимается основное изделие;
- далее, удаляется нижняя прокладка, вынимается поворотный шток.
- визуально определяется повреждённая деталь.
Возможно, проводить полную разборку не придётся, если неполадки вызваны истлевшей нижней прокладкой, заменяют ее. Сложнее – при износе керамических дисков. Вызвано это тем, что достаточно трудно найти необходимую металлокерамику — большинство торговых точек предлагают керамическую кран-буксу в сборе.
Учитывая этот фактор, а также то количество времени, которое будет потрачено на поиск необходимой запчасти и ремонт, проще будет заменить изделие целиком.
Замена всей кран-буксы
Процесс демонтажа неисправного изделия описан выше. Далее, необходимо приобрести точно такое же или взаимозаменяемое. Для этого, с искомой буксой посещаются специализированные торговые точки, где визуально сравнивая имеющуюся сантехническую продукцию, выбирается необходимый товар.
Порядок установки:
- Место под новое изделие протирается, удаляется возможный мусор и грязь;
- Примеряется купленное изделие. В случае ошибки при выборе, покупка меняется на требуемое;
- Наносится водостойкая смазка. Это облегчит установку при завинчивании и демонтаж по истечении какого-либо периода времени;
- Для повышения герметизации можно дополнительно обмотать резьбу 2–3 слоями фум-ленты;
- Кран-букса вкручивается в смеситель вручную;
- Далее открывается перекрытая вода в стояке;
- Посредством гаечного или разводного ключа букса подтягивается до тех пор, пока не перестанет течь вода;
- Монтируется маховик;
- Кран-букса установлена.