Мозаика в храмах, ✞ примеры и фото разных техник

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.

Скрытая мозаика в Базилике Рождества Христова (Израиль)

Как утверждают религиозные писания (достоверность которых проверить достаточно проблематично), церковь Рождества Христова, расположена в точном месте рождения Сына Божьего. Из-за векового игнорирования этого святого места, оно пришло в упадок, пока вода самостоятельно сделала «свое дело». Она попросту смыла вековую грязь, нанесенную на стены церкви, открыв людям потрясающую мозаику времен Крестовых походов. Мозаика настолько обветшала, что люди просто забыли о ее существовании. Вместе с ней была найдена икона, изготовленная из латуни, серебра, камня и ракушек. Эксперты пока воздерживаются от комментариев к сюжету иконы.

За последние 600 лет, это самая грандиозная реконструкция церкви. За двухлетний период «операций» было потрачено около $8 млн. Результаты реконструкции оказались впечатляющими, поэтому есть планы по продолжению проекта. Археологи собираются демонтировать каменные плиты, лежащие на полу заброшенной базилики, которые предположительно скрывают другие мозаики. Нет сомнений, что церковь в Вифлееме скрывает еще множество тайн.

Краски

Далее с Божией помощью, вооружившись постом и молитвой, иконописец приступает к этапу письма. Под кистью художника поверхность доски начинает пробуждаться и в золотом сиянии иконы, словно в море Божественной Благодати, проплывают библейские сюжеты, возникают образы Спасителя, Богородицы, святых.


Какими красками писать икону? Ответ дать не сложно. В красках выражаются наглядно созерцаемые сути вещей, духовное существо иконы. Выбор красок осуществляется не художником, а разумом истории.

Темпера (ПВА) с яичной эмульсией

Например, современной темперой ПВА (искусственные пигменты на синтетической основе) с добавлением яичной эмульсии, можно достичь хороших результатов. Современные кадмии, кобальты и разнообразные окиси – светоустойчивы, крепки и долговечны, цвета на иконе смотрятся ярко и насыщенно. У них много достоинств, особенно при умелом обращении и богатом опыте. Часто возникают ситуации, когда применение темперы ПВА логично и оправданно.

Натуральные минеральные пигменты

Но всё же, мы предпочитаем писать теми же красками, что и писали многие поколения иконописцев до нас, природными натуральными пигментами. Минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.


Ничем невозможно имитировать благородный цвет природной киновари, чистоту и глубину лазурита, нежный зелено-голубой цвет диоптаза, торжественный золотой блеск аурипигмента и реальгара. Помимо уникального и естественного цвета, они передают замечательные оптические эффекты за счет прозрачной кристаллической структуры минералов, активно отражающих свет. В некоторые охры мы специально добавляем кварц.

Манипулируя тонкостью помола, из одного и того же минерала можно получить разный по насыщенности цветовой тон. Натуральными пигментами получаются более прозрачные и нежные плави. Эти краски не увядают с веками, радуя нас естественной красотой и многообразием природной палитры. Очень сложно сделать качественный список с древней иконы, не используя такие же материалы и технику письма, какими создавался оригинал.

Преимущества

Мозаичные иконы появились давно, однако сложность процесса изготовления требовала от автора больших временных затрат на создание такого шедевра. Тем не мене сегодня, такие иконы стали прекрасной альтернативой обычным, при этом они обладают рядом преимуществ.

Основным их преимуществом является прочность и долговечность. В то время как иконопись на дощечках и холстах требует для сохранности шедевров соблюдения температурного режима и определенного уровня влажности, мозаичные не нуждаются в особых условиях и их можно размещать как внутри помещения, так и снаружи.

Кстати на них не воздействуют ультрафиолетовые лучи, ведь материал не выгорает на солнце, а также им не страшен дождь и перепады температур. Именно они могут стать прекрасным украшением фасада любого здания, и не только религиозного. Также они могут использоваться в качестве предметов декора интерьера, например, на светильниках или лампах, на окнах и дверях, в виде картин и панно, и благодаря размещению такого уникального шедевра в своем доме, любой человек может внести в свое жилище частичку светлого и божественного.

Все новости раздела »

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2021 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2021 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Оpus sectile (опус сектиле)

Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки). 

Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Цветовая палитра

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти

Юбилейная, 42

1 / 5 TripAdvisor.ru

2 / 5 Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org

3 / 5 TripAdvisor.ru

4 / 5 TripAdvisor.ru

5 / 5 TripAdvisor.ru

Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушед­шей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспек­тивно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрь­ской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третья­ков­ской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.

Голгофа

1 / 3

Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

2 / 3

Луна. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

3 / 3

Солнце. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от като­ли­ческого. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя пере­кладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя — к ней прибивали ступни казненных. Под крестом изображены череп и кости — останки первого человека, Адама, грех которого искупил «второй Адам» — Христос  По апокрифическим легендам, Адам был погребен на Голгофе, а крест Спасителя был сделан из того самого эдемского дерева, на котором росло соблазнившее прародителей яблоко.. В отличие от европейского искусства Спаситель показан не измо­жденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа). Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них — либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила  Такие же солнце и луну можно увидеть, к примеру, на «Распятии Монд» (1502–1503) Рафаэля Санти.. Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.

Краски

Далее с Божией помощью, вооружившись постом и молитвой, иконописец приступает к этапу письма. Под кистью художника поверхность доски начинает пробуждаться и в золотом сиянии иконы, словно в море Божественной Благодати, проплывают библейские сюжеты, возникают образы Спасителя, Богородицы, святых.


Какими красками писать икону? Ответ дать не сложно. В красках выражаются наглядно созерцаемые сути вещей, духовное существо иконы. Выбор красок осуществляется не художником, а разумом истории.

Темпера (ПВА) с яичной эмульсией

Например, современной темперой ПВА (искусственные пигменты на синтетической основе) с добавлением яичной эмульсии, можно достичь хороших результатов. Современные кадмии, кобальты и разнообразные окиси – светоустойчивы, крепки и долговечны, цвета на иконе смотрятся ярко и насыщенно. У них много достоинств, особенно при умелом обращении и богатом опыте. Часто возникают ситуации, когда применение темперы ПВА логично и оправданно.

Натуральные минеральные пигменты

Но всё же, мы предпочитаем писать теми же красками, что и писали многие поколения иконописцев до нас, природными натуральными пигментами. Минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.


Ничем невозможно имитировать благородный цвет природной киновари, чистоту и глубину лазурита, нежный зелено-голубой цвет диоптаза, торжественный золотой блеск аурипигмента и реальгара. Помимо уникального и естественного цвета, они передают замечательные оптические эффекты за счет прозрачной кристаллической структуры минералов, активно отражающих свет. В некоторые охры мы специально добавляем кварц.

Манипулируя тонкостью помола, из одного и того же минерала можно получить разный по насыщенности цветовой тон. Натуральными пигментами получаются более прозрачные и нежные плави. Эти краски не увядают с веками, радуя нас естественной красотой и многообразием природной палитры. Очень сложно сделать качественный список с древней иконы, не используя такие же материалы и технику письма, какими создавался оригинал.

Спрятанный ангел в Соборе Святой Софии (Турция)

Несколько лет назад в соборе Святой Софии, основанном еще в Константинополе (ныне Стамбул) была найдена мозаика, изображающая шестикрылого ангела. Это был Серафим, занимающий самую верхушку в ангельской иерархии. Мозаика была спрятана от людского взора более 150 лет, находясь под несколькими слоями краски и металлическим заслоном. Картина размещена в одной из частей центрального купола. Ученые предполагают, что ее возраст насчитывает 700 лет. Мозаика была спрятана мусульманами, так как ислам отвергает нанесение изображений в храмах.

Находка была сделана во время реставрации собора. Последним человеком, видевшим серафима до Нового времени, считается архитектор из Швейцарии Гаспар Фоссати. Он занимался восстановлением церкви в 30-х годах XIX столетия во время правления султана Абдул-Меджида I. Собор был возведен на линии разлома, и веками разрушался из-за землетрясений. В 558 году в результате подземного толчка купол и алтарь были разрушены.

2

Олифа и лак

На финальной стадии, икона несколько часов пропитывается льняной олифой, она связывает левкас и красочный слой, икона становится монолитной и долговечной. Олифа приводит краски к единству общего тона, придает им глубину, объединяет цвета золотистой теплотой. После высыхания олифы икону можно дополнительно покрыть лаком.


Исследуя рецепты древних мастеров мы стараемся подчерпнуть в них лучшее, освоить интересные приемы, уникальную манеру письма, понять и осмыслить то духовное устремление и красоту идеалов, позволявших им создавать свои шедевры. Задача художника – отобразить красоту земного мира. Иконописца – мира Духовного, и мы стремимся в полном объёме воплотить весь полученный нами опыт в нашей работе, внести и нашу малую лепту в возрождение старинных традиций иконописи.

Мира вам и добра.

Необычные трёхликие иконы

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в сине-сером покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок. Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога. К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в Свято-Вознесенском соборе, находящемся в Луганской области в Украине. К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись. Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Трёхликая икона в селе Шершово

  • 10 святых, которых почитают за странные поступки
  • Как «наказывали» колокола на Руси
  • Изначально вилки были под запретом, как «слишком кощунственные»
  • Может ли монах вернуться к обычной жизни?
  • Почему нельзя крестить близнецов и другие странности в обряде крещения

Фреска

См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

Фре́ска (от итал. fresco — свежий, сырой) – живопись по свеженанесённой (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея (традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов).

Если вы попадаете в расписанный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы уже попадаете на Небеса. Вы попадаете в пространство, где вверху видите образ Спасителя, далее – по нисходящей – святых апостолов, святых угодников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местно чтимые святые, то есть святые, подвизавшиеся в тех землях, где стоит храм. Фреска является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир. Фреска – это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить. Художник-иконописец Филипп Давыдов

Гигантская мозаика Амфиполиса (Македония)

Огромная мозаика была найдена на территории самой большой гробницы Древней Греции. Она находится неподалеку от древнего города Амфиполиса, что на территории современной Македонии. Из множества мелких плиток выложен рисунок, изображающий колесницу с богом-гонцом Гермесом, запряженную белыми лошадями. Рядом с Гермесом стоит возница с густой бородой и лавровым венком на голове. По подсчетам археологов мозаика была заложена примерно 4 столетии до н.э. Размеры мозаики просто огромны (длина 4,5 ширина 3 м.), при этом стоит упомянуть, что она раскопана не до конца, поэтому археологам неизвестно полное изображение.

Красота гробницы и богатство ее убранства, говорят о том, что в ней захоронен кто-то знатный. Она относится к временам правления Александра Македонского, при котором Амфиполис был одним из самых могущественных городов империи. После смерти Александра король Кассандр сослал в город его сына и жену Роксану (310 г. до н.э.). По предположениям историков, в гробнице могут быть могилы генерала Олимпия, матери Александра Великого или жены Роксаны. Версия о захоронении там самого Александра отвергается.

Археологические находки, бесценные для науки.

5

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Мозаика

Не менее популярной техникой живописи была мозаика — изображение, которое держалось на цементирующей основе и представляло собой плотно пригнанные друг к другу кусочки разноцветных материалов (мрамор, галька, смальта, полудрагоценные камни, цветное стекло) различной формы.

Первые античные мозаики украшали полы дворцов и знатных домов Рима и Помпей. На них изображались копии картин греческих мастеров и создавались ландшафтные композиции. Постепенно мозаика, сложенная из цветных стекол (смальта), с полов переместилась на своды и стены храмов. Для того, чтобы свет играл и лучился, кусочки смальты ложились на поверхность неровно, что давало большой эффект светоотражения. Именно из-за этого свойства мозаики в средневековых соборах и сегодня сохранилась особая световая аура.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой – основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Тысячи оттенков Исаакия

— Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

— Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

Статья по теме:


Знамя с кренделями. Как петербургские ремесленники придумали себе отличительные знаки

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки». Вот ее-то (равно как и керамику, покрытую тонкой эмалью) и выпускали для оформительских нужд братья Бонефеде.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. В мастерской при ИАХ практиковался римский (прямой) способ мозаичного набора: металлическую «сковороду» (рамку) заполняли временной мастикой, наносили контуры изображения, а потом «рисовали» смальтой, достигая при этом потрясающей реалистичности. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была дорогостоящей и отнимала много времени. Смальтовые «картины» Исаакиевского собора, создававшиеся более полувека (62 мозаики общей площадью свыше 500 кв. метров), получили золотые медали на выставках в Лондоне и Париже (в 1860-х гг.) и европейское признание…

— В их создании участвовал ваш прадед?

— Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Чудотворец из смальты

— Кто же продолжил дело Михайло Васильевича?

— К сожалению, ломоносовские опыты продолжения не имели, а его открытия в этой сфере до потомков фактически не дошли. Мозаичное дело возродилось в нашей стране позже, когда при создании внутреннего убранства Исаакиевского собора, выросшего у Невы, встал вопрос: как продлить жизнь живописным иконам, краски которых осыпались от сырости?

Вот тогда по инициативе Монферрана, создававшего самый величественный в России храм, несколько выпускников Императорской академии художеств (ИАХ) отправились в Рим, где в 1847 году при Ватиканской мозаичной мастерской и была создана Русская студия. Там обучались Василий Раев, Егор Солнцев, Семен Федоров и др.

— Они и стали первыми русскими мозаичистами XIX века?

— Не совсем так, их предшественником был Георг Веклер, сделавший мозаичную копию картины Сальватора Розы «Блудный сын», которую приобрела императрица Елизавета I. При Александре I он получил звание академика, выполнив для него несколько миниатюр, хранящихся в Эрмитаже. В этой же технике работал его ученик Александр Сиверс, создавший мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Но оба были широко известны, что называется, в узких кругах.

Освоив мозаичную технику, ученики Русской студии вернулись домой, и в 1851 г. при ИАХ было открыто мозаичное отделение. Тогда же в Петербург по приглашению российских властей прибыли итальянцы братья Бонефеде, чтобы наладить производство смальты. Старший из них, Джустиниано, руководил этими работами (они велись на стекольном заводе, находившемся у Обводного канала и вошедшем позже в состав Императорского фарфорового завода), а младший, Леопольд, имевший большие познания в химии, ему помогал…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий