ИСТОРИЯ № 7 О том, как приходилось годами терпеть холод и голод
Поющая в коровнике намерзлась на всю жизнь
Я родилась в 1983 году. Мы жили в Приморье, в городе, больше похожем на деревню. Позже, уже в 2000-х, в столичном студенчестве постоянно слышала: «Хорошо, у вас там рыба». Но нет, рыба если и была, то во Владивостоке и у тех, кто откуда-то имел деньги на ее покупку, а у нас в материковой тайге была только своя картошка с огорода. А к ней — прочие засолки: капуста, огурцы, помидоры. Засолки любила, картошку ненавидела. Растущий организм требовал мяса, а в меню очередное блюдо из картошки. Ночью вставала, шла к холодильнику, отрезала себе кусок хлеба, мазала вареньем. Понимала, что утром накажут: варенье было свое и в достаточном количестве, а вот хлеба — буханка на всю семью, а я половину за ночь слопала.
И это у нас еще огороды были. Одноклассница была дочерью приезжих — жили в квартире, работали на вставшем заводе, участка не имели. Раз по дороге из школы она возмущалась: в газете «Спид-инфо» была статья про жизнь артистки, а та своей дочери дала сметану прямо ложкой есть, как так можно — в семье моей одноклассницы сметану намазывали на хлеб по особым поводам.
После 1995 года света чаще не было, чем был. Зимой 1998/1999 — еще и отопления, горячей воды. Ходишь по дому в пяти свитерах, нагреешь тазик кипятка помыться, первый свитер из пяти в обледенелой ванной снимаешь — уже холодно. Но юморили, пришедшим в гости говорили: «Сейчас, он из джакузи вылезет…» В моду вошли сапоги выше колена: в школе, сидя в шубе, правой рукой пишешь, а левая — на коленке в сапоге греется.
В 2000 году уехала учиться в Питер, поселилась в общежитии, где кухонь не было, а мыться приходилось среди руин, прикручивая при этом свой личный шланг для душа. Мне эта жизнь казалась раем: свет — есть, вода — горячая, сидеть в комнате можно всего лишь в толстовке поверх футболки и не мерзнуть.
Уже после окончания вуза попала в семью своего молодого человека и поразилась: шашлыки на даче жарят каждые выходные. В моей семье покупка мяса и вылазка на природу были главным событием лета: если в мае делали — хорошо, если в октябре еще раз — чаще точно не будет.
Еще, кстати, тогда заметила характерные отличия ребенка 90-х от ребенка 80-х: молодой человек был на шесть лет старше, подростком успел как следует постоять в очередях по просьбе мамы и бабушки. Я же, наоборот, привыкла, что сникерсов в ларьках изобилие, но брать их не на что. В супермаркетах он хватал все подряд: потом не будет. Я тут же выкладывала обратно: до завтра не убежит, а спонтанные траты совершать не на что. Хотя, к счастью, на что — давно уже было. И он больше любил картошку, чем макароны: городские родители макаронами кормили его каждый день, а картошка означала чью-то зарплату. В моем же случае как раз макароны были пищей богов за чудом раздобытые деньги, а картошка — пищей трудных дней.
МузОбоз
Годы существования: 1991 — 2000Телеканал: Первый канал, 2×2, ТВ-6
Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования попса (помнится, поп-музыку называли попсом), был МузОбоз. Расшифровывается наименование как Музыкальное Обозрение. Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера. Формат стандартный – клипы, репортажи, интервью. МузОбоз устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам и весям. К слову, МузОбоз отправился с концертами в Прибалтику, где русские получили статус неграждан. Программа была обвинена чуть ли не в том, что являлась имперским знаменем России.
МузОбоз, кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ-6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря своему безукоризненному имиджу, стал фигурой культовой.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 45525
Проходили 22594 раза
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML – код
20 ноября 2020 27837
Проходили 18202 раза
Сможете угадать страну по старому названию?
HTML – код
1 января 2021 19539
Проходили 1759 раз
Угадай фильм по смайликам
HTML – код
15 января 2021 23649
Проходили 5831 раз
Тест на адекватность
HTML – код
15 декабря 2020 8462
Проходили 1151 раз
Продолжи фразу из известных фильмов
HTML – код
3 февраля 2021 29867
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML – код
8 декабря 2021 1074
Проходили 157 раз
Правда или ложь: интересные факты о Новом Годе
HTML – код
22 декабря 2020 39070
Проходили 10676 раз
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML – код
8 апреля 2021 17735
Проходили 2782 раза
Тест: Какое хобби вам подойдет?
HTML – код
11 июня 2021 8136
Проходили 2249 раз
Тест: “Я знаю Егора Крида!”
HTML – код
13 января 2021 9759
Проходили 2187 раз
Гендерный тест на определение пола
HTML – код
9 декабря 2020 25375
Проходили 5983 раза
Тест на психопатию: ты псих или нет?
HTML – код
8 июня 2021 15099
Проходили 2832 раза
Тест. Какое имя вам подходит?
HTML – код
31 марта 2021 49346
Проходили 6314 раз
Тест на когнитивные способности
HTML – код
23 марта 2021 26789
Проходили 6519 раз
Тест на умственную отсталость
HTML – код
17 февраля 2021 14805
Проходили 2684 раза
Тест: Какой у тебя характер?
HTML – код
Почему поколение 90-х не работает и не желает заводить детей
Социологи склоняются к мнению, что поколение 90-х действительно не желает заводить детей. Его представители достаточно часто соглашаются с этим. Основная проблема поколения девяностых заключает в том, что они родились в эпоху переосмысления ценностей в России. Они, получив высшее образование и красные дипломы, могли не добиться вменяемого места в своей жизни. Отсутствие устройства на перспективную работу становится следствием того, что «игреки» способствую образованию демографической ямы в стране.
Не имея достаточных связей, финансовых средств, не имея знакомств, с помощью которых можно устроить свою жизнь «по блату», они предпочитают не оттягивать дату свадьбы, не заводить детей. Они понимают, что сами находятся в подвешенном состоянии и не могут взять на себя ответственность воспитывать детей в плохих окружающих условиях, когда в стране происходит бардак. Таким образом, поколение 90-х является потерянным.
Его представители являются талантливыми специалистами. Повышение пенсионного возраста способствовало увеличению количества работающих пенсионеров. Таким образом, имеющиеся рабочие места не освобождаются, и их не занимают представители более молодого поколения. Также было замечено, что когда поколение 90-х родилось — началась перестройка и распад СССР, когда пошли в школу — произошёл дефолт, в университетские годы был кризис, который снова повторяется, когда они должны начать зарабатывать.
Смак
Это кулинарное шоу также косвенно связано с рок-музыкой, ведь её автором и ведущим был известный рок-музыкант Андрей Макаревич. В то время, когда «Смак» выходил в эфир, лучшие времена легендарной «Машины времени» были уже позади, а новое поколение нашло новых героев. Многие представители молодого поколения ассоциировали Макаревича скорее с телевидением и кулинарией, чем с музыкой. Андрей Вадимович всегда был нестандартной личностью, и главная фишка передачи «Смак» как раз была в его «авторском подходе».
Программа прекратила своё существование по решению самого музыканта. После этого он некоторое время вел передачу «Три окна», она была схожа по формату и во многом воспринималась как «ребрендинг» программы «Смак». Позже «Смак» снова вернулся в эфир, а её ведущим стал Иван Ургант. Передача выходила вплоть до настоящего времени и была закрыта лишь в 2018. Формально программа «Смак» умерла последней из всех любимых программ прошлых десятилетий. Но «Смак» без Макаревича, это уже не совсем тот Смак, который мы помним, и передача уже не привлекала столько внимания. Сегодня фигура музыканта Андрея Макаревича воспринимается неоднозначно, а программа «Смак» стала одной из страниц его славного прошлого, также как и «золотые годы» группы «Машина Времени».
Дворовые игры
Поколение 90-х было первым, кто узнал про Денди и фантики от жвачек, но почти последним, кто застал настоящие дворовые игры.
Сейчас в закрытых на кодовые замки дворах стоят машины, а дети сидят дома с планшетами или едут с родителями к репетиторам.
Дети учились ладить, выбирать лидера, добиваться уважения, жить в коллективе и решать проблемы без помощи взрослых.
Артефакты: «Вынеси попить?» — «Я не пойду домой, а то меня больше не выпустят!», лапта, «Козел» и «Квадрат», «Казаки-разбойники», ножички и пистолеты с пульками.
Залина, 35 Провела детство в Баку, Азербайджан:
«В Баку было важно, с какого ты двора. По такому принципу мы делились, играя в „казаки-разбойники“
Я жила во втором, а значит, мы играли против первого или третьего
Я была самой мелкой во дворе, и играть меня брали неохотно — попробуй убеги с четырехлетним ребенком. Да и разбойник из меня был так себе, сразу сдавала все пароли. Но мне повезло — у меня была старшая сестра. Без нее никто из нашего двора не хотел играть, а ее не пускали гулять без меня
Я жила во втором, а значит, мы играли против первого или третьего. Я была самой мелкой во дворе, и играть меня брали неохотно — попробуй убеги с четырехлетним ребенком. Да и разбойник из меня был так себе, сразу сдавала все пароли. Но мне повезло — у меня была старшая сестра. Без нее никто из нашего двора не хотел играть, а ее не пускали гулять без меня.
А весной, в сезон головастиков, я сама отпрашивалась у сестры половить их с Сашкой — моей первой любовью. Сестра была счастлива погулять без мелкой, пока однажды Сашка не свалился в бассейн, увлекшись охотой. Досталось всем, включая сестру. После этого мы с Сашкой сменили головастиков на дворовых щенков».
А что сейчас?
Подвижные игры переместились под крышу — в торговых центрах есть и батутные площадки, и игровые автоматы, лазертаг, настольный теннис и аэрохоккей. А на улицах только изредка можно встретить мальчишек, играющих в футбол.
Анкеты и дневники
Если постеры и фантики любили все, то анкеты были типично «девчачьим» увлечением.
Заполнение анкет — пухлых тетрадок с вырезками из тех самых журналов и с длиннющим списком вопросов — было типичным развлечением на переменах и в летних лагерях. Чем больше вопросов — тем лучше! От любимого блюда до заветной мечты.
В анкетах было место для фотографий, рецептов, любимых стихов и песен. Особым шиком считалось заполнять их гелевыми ручками, если удастся выпросить такую у их немногочисленных обладателей.
Те, кому не хватало реальных друзей, всегда могли завести новых. Во многих журналах имелась рубрика «Ищу друзей», где дети делились тем, как не любят делать домашку и убираться, а потом ждали в почтовом ящике мятые конверты с листами в клеточку, исписанными все теми же гелевыми ручками.
Все это «бумагомарательство» помогало самопознанию, учило детей дружить и развивало творческие способности, ведь каждой хотелось иметь самую красивую анкету.
Артефакты: «Пишите все, кому не лень», «Если тебя тоже достала школа и предки, то пиши мне!», наборы гелевых ручек и фломастеров, грустные песенки про Олю и дельфиненка.
Анастасия, 32 Провела детство в Санкт-Петербурге:
«А ведь раньше мы набирали номера друзей с домашнего телефона и помнили их наизусть. Ходили все вместе на соседний стадион „Красная заря“, брали с собой резиночку, мелки, прыгали в классики, играли в догонялки, лазали по крышам и деревьям. А когда надоест — все к Юльке, играть в приставку и пить Юпи, слушать Титомира и дуть на спор пузыри из жвачки Turbo.
И самое главное, самое сокровенное: мы заполняли анкеты. Такие, в школьных тетрадках, с наклеенной на обложку Натальей Орейро или Леонардо ДиКаприо из Титаника.
Анкеты гуляли по классам, школам, дворам.
Это тогда мы думали, что просто пишем немного о себе. Но на самом деле мы наполняли клетчатые школьные страницы памятью. Памятью о детстве. Со вкусом сахарной ваты и разбитыми в кровь коленками».
«Про это» (НТВ)
Секс как способ социальной коммуникации
Первая и единственная программа о сексе на отечественном ТВ в формате ток-шоу. Согласно легенде, автором идеи стал Леонид Парфенов. Он же нашел и ведущую, Елену Хангу. Однако кому точно принадлежит задумка с белокурым париком, история умалчивает. В передаче не было запретных тем, за исключением тех, которые попадали под действие Уголовного кодекса. Программа выходила три года, и ее успех так никто и не смог повторить. В своих интервью Елена Ханга говорит, что в действительности шоу было не о сексе как процессе, а о сексе как способе выйти на социальные темы. Кстати, в состав редакторской команды «Про это» входил и журналист-документалист Андрей Лошак.
Сегодня, когда о сексе больше разговаривают, чем им занимаются, программа «Про это» актуальна как никогда.
12 злобных зрителей
Годы существования: 1999 — 2009Телеканал: MTV
Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» — это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV. «12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 (редко, кто был старше) оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы Ахи-Вздохи (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический, слово «отстой» стало общеупотребимым. Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999 по январь 2002, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.
Россия до 24 февраля этого года и Россия после 24 февраля этого года — два принципиально разных государства
Конечно, люди, которые населяют это государство, остались прежними. Но кодекс норм, правил и традиций, по которым они живут, поменялся в мгновение ока.
Как человек, который страстно желает остаться и в своей родной профессии, и в своей родной стране, я ощущаю это в первую очередь на собственном примере.
О чем по-прежнему можно и нужно громко говорить вслух, а о чем уже «и не можно, и не нужно, и бесполезно» — размышляя на эти темы, я сверяюсь не только с официальными указаниями Роскомнадзора, но и со сводом неписаных правил — сводом, который нигде и никем еще четко не сформулирован, но при этом на инстинктивном уровне очень хорошо понимается всей нашей политической и экономической элитой (да и широкими слоями населения тоже).
Если всё обстоит таким образом — все понимают всё без слов, — то почему же я считаю выступление Путина на Совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов таким важным, можно сказать, даже эпохальным событием?
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
21 января 2022 1686
Проходили 596 раз
Сможете вспомнить эти забытые фильмы?
HTML – код
11 июня 2021 16126
Проходили 5041 раз
Тест: “Я знаю Егора Крида!”
HTML – код
3 февраля 2021 38647
Проходили 8402 раза
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML – код
4 февраля 2022 1602
Проходили 628 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML – код
6 февраля 2021 15393
Проходили 2611 раз
Тест: “Угадай мультфильм по одному кадру”
HTML – код
25 марта 2021 32315
Проходили 6054 раза
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML – код
22 декабря 2020 52592
Проходили 16828 раз
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML – код
18 августа 2021 10682
Проходили 1483 раза
Тест: Приставки пре / при
HTML – код
23 июня 2021 14203
Проходили 3409 раз
Тест: «Какой ты вампир из сериала “Дневники вампира”»?
HTML – код
22 ноября 2021 5788
Проходили 2227 раз
Тест на знание персонажей из игры Genshin Impact
HTML – код
16 декабря 2020 32375
Проходили 3460 раз
Тест на времена английского языка
HTML – код
31 мая 2021 13054
Проходили 2980 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML – код
20 марта 2021 21178
Проходили 4404 раза
Тест: Кто ты из мультфильма “Лунтик”?
HTML – код
15 февраля 2022 1213
Проходили 403 раза
Тест для настоящих эрудитов: 20 новых сложных вопросов о странах Европы…
HTML – код
5 ноября 2021 11628
Проходили 3280 раз
Тест: “Пищеварение”
HTML – код
5 августа 2021 4241
Проходили 1135 раз
Тест на субкультуру. Кем ты можешь быть?
HTML – код
Показать еще больше
ТВ-комедии «Дежурная аптека», «Грейс в огне» и «33 квадратных метра» (ТВ-6)
Скетч-камеди — обязательный элемент западной ТВ-программы — в нашу страну пришли тоже в 90-х. Поэтому в прошлый раз мы не включили их в обзор сериалов.
Например, каждый выпуск одного из самых популярных американских шоу «В субботу вечером» (Saturday Night Live) почти весь состоит из таких пародий. Многие ошибочно считают у нас пионерами этого жанра Comedy Club. Мы помним уморительно смешную «Дежурную аптеку», а также приключения героини в «Грейс в огне». У себя на родине, в Испании, «Аптека» за пять сезонов побила все рекорды ТВ-популярности. В 2010 году сняли кино о дальнейших приключениях героев спустя 15 лет «Дежурная аптека. Последнее дежурство». А в 2015-м наконец появилась и российская версия этого сериала, причем под тем же названием.
Кстати, из отечественных стоит вспомнить прекрасную ТВ-сагу «33 квадратных метра» от ОСП-студии — как наглядное подтверждение классического тезиса, что все счастливые семьи в России счастливы одинаково. Почти семь лет мы наблюдали за Звездуновыми. Скучаем по таким же ярким историям, которые бы масштабировали особенности нашего национального счастья и несчастья и где главные герои были бы нам близки почти как родственники.
Телепроекты Сергея Супонева: «Зов Джунглей» и «Звездный час»
Некоторые программы уходят из эфира по решению руководства канала, а некоторые «умирают естественным путем», вместе со своими создателями и «главными лицами». Так произошло с программами Сергея Супонева. На рубеже веков он был одним из самых ярких и талантливых телевизионных деятелей нашей страны и внес большой вклад в развитие детского телевидения, создав сразу несколько интересных и запоминающихся передач для подрастающего поколения.
Самыми известными из них стали «Зов Джунглей» и «Звездный час». Выделять какую-то одну из этих программ было бы не правильно, поэтому я решил объединить их в одном пункте. Я сам вырос на этих программах и лично мне были ближе «Джунгли». Вспоминаю, как я бежал к телевизору, когда начиналась заставка и звучала песенка: «Вечером в среду, после обеда». А среди моих сверстников многие, наоборот, смотрели «Звездный час» с большим интересом, чем «Джунгли».
Обе эти передачи прочно ассоциируются с фигурой Супонева, но если «Зов джунглей» это его авторский проект, то «Звездный час» придумал ещё Влад Листьев, а Сергей стал лишь последним ведущим программы. Как и его коллега и предшественник, Супонев рано ушел из жизни, и, потеряв уже второго своего «отца», программа «Звездный час» прекратила существование.
«Зов Джунглей» ещё при жизни Супонева вели двое других ведущих, но они совершенно не запомнились публике. Сам создатель планировал закрыть программу и перезапустить её в обновленном формате. После смерти Супонева этого «новый формат» программы так и не был выпущен. Никаких попыток её возродить не предпринималось.
Антропология
Годы существования: 1997 — 2001Телеканал: Телеэкспо, НТВ
Слово «Анторополоигия» на рубеже 90-х и 00-х гг. ассоциировалось с Дмитрием Дибровым. Улыбчивый ростовчанин, проработавший к моменту запуску программы на телевидении почти двадцать лет, мог разговорить любого. Формально «Антропология» не являлась исключительно музыкальной программой. Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. На «Антропологии» могли выступить такие артисты, как «Я и друг мой грузовик», Нож для фрау Мюллер или Пеп-си. То есть все богемные фавориты. Не обходилось и без Бориса Гребенщикова.
Лазерные указки
Дешевые китайские лазерные указки (гордо называемые «лазерами», самый шик — наборы насадок разных форм) наводнили российские ларьки в середине 90-х и стали больше чем просто инструментом для шуток в классе: в глазах общественности они превратились в опасное оружие массового поражения, попавшее в руки школьников.
Пресса заходилась в памфлетах, родители нервно обыскивали детей: у каждого второго был брат друга знакомого, который ослеп, когда лазер направили ему в глаза.
Число подобных историй росло как снежный ком, и в конце концов процесс достиг кульминации: в 2002 году пущенный кем-то луч мощного (не бытового) лазера чуть не помешал посадке самолета в Ростове-на-Дону, и в результате поражающие свойства стали приписывать без разбора и особых оснований указкам из ларька. В реальности такой указкой можно было ввести в замешательство разве что кошку или прохожего, насмотревшегося боевиков про снайперов.
«Колдовство»
Забава, особенно распространенная в летних лагерях. Поздно вечером изрядно напуганные чужими рассказами и своими фантазиями дети собирались в кружок и гасили свет, после чего пытались «вызвать» какое-нибудь мифическое существо.
Другой вариант «мистических» забав — спиритический сеанс. Его главным атрибутом было закопченное пламенем свечи блюдце, которое каталось по бумажному кругу с буквами и отвечало на вопросы. Проще и скучнее всего было «вызывать» дух Пушкина или Наполеона, а дальше все зависело от фантазии юных волшебников.
Артефакты: губная помада на стекле, конфетки для Гномика, зубная паста, темная ванная комната.
Катерина, 29
Провела детство в Москве:
«Все детство мы кого-нибудь вызывали, чаще всего — безуспешно. Пиковая дама, Гномик и даже Гномик-матершинник никак не приходили. Пушкин тоже не спешил отзываться на спиритическом сеансе. И все равно каждую ночь после этого колдовства и страшных историй мы не могли уснуть и вздрагивали от каждого шороха.
Наверное, я давно забыла бы про это, если бы не один случай. Как-то мы с подружкой решили во что бы то ни стало вызвать Гномика, на этот раз — только вдвоем. Помыли зеркало, на него нанесли полоску зубной пасты, сказали заклинание и ушли.
Мне уже 29, но я до сих пор не знаю, откуда на полоске тогда появились следы? Мазала я, подружка всегда была у меня на виду. Видимо, пришел все-таки Гномик».
А что сейчас?
Сейчас едва ли не каждый месяц в кино выходит новый фильм ужасов, а детские дни рождения часто проходят в квест-румах, где можно выбрать любой щекочущий нервы сюжет.
Забавные и даже примитивные, на взгляд современных подростков, увлечения во многом сделали поколение 90-х таким, какое оно есть. Эти дети умели довольствоваться малым, ценить и защищать свои сокровища, были изобретательны и легки на подъем.
Форд Боярд
Среди западных программ, адаптированных для русского зрителя особое место занимает телевизионная игра «Форд Боярд». Родиной передачи закономерно стала Франция, где расположен форт. Телеигра перекочевала во многие страны и насчитывала множество «национальных версий». Все они снимались в оригинальных декорациях французского одноименного французского форта, находящегося близь города Ла Рошель.
На российские телеэкраны «Форт Боярд» изначально пришел в виде дублированного на русский язык оригинального французского шоу. Впервые наши соотечественники появились в Форте ровно 20 лет назад – в 1998. Ведущими игры стали Леонид Парфенов и Яна Елена Ханга.
Русская версия пережила несколько «реинкарнаций», несколько раз менялись правила и ведущие. Пожалуй, самым запоминающимся «русским хозяином форта» был Леонид Ярмольник. За время существования «русских версий» зритель увидел как разных ведущих, так и несколько вариаций на тему «обитателя башни» по имени Фура. В первой версии 2002 года это был классический «старец», как в оригинальной программе, потом ему на смену пришли Пират, Звездочет, Скряга и даже Темный маг. В роли Фуры в разные сезоны представали колоритные и характерные российские актеры – Василий Ливанов, Александр Адабашьян, Александр Филипенко, Виктор Вержбицкий. Безусловно, участие этих артистов украсило программу.
В России «Форт Боярд» воспринимается как «передача прошлого», но на родине во Франции она продолжает идти. Так что те, кто совсем соскучился и хочет поностальгировать, могут поискать свежие французские выпуски с русской озвучкой. Хотя смотреть «Форд» с незнакомыми героями после нескольких русских сезонов уже не так интересно. Ведь мы все так привыкли переживать за наших знаменитостей. Чем черт не шутит, может быть рано или поздно, передача вернется к нам. Хотя надо признать, что каждая следующая версия была хуже предыдущей. Последний сезон российского шоу с Валуевым и Ардовой в качестве ведущих уже не вызывал того «аутентичного» чувства, как передачи «ярмольниковского этапа». Так что, даже если и будет Новый Форд Боярд, скучать мы будем по тем версиям программы, которые выходили в середине 2000-х.
Нарышкин: историки отдадут должное позиции РФ, вынужденной снова бороться с нацизмом
Директор СВР добавил, что решение о проведении специальной военной операции стало единственно возможным выходом
Решение о проведении специальной военной операции по защите Донбасса и укреплению безопасности РФ от потенциальной агрессии стало единственно возможным выходом, историки будущего отдадут должное последовательной российской позиции.
Об этом заявил председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.
А что говорят и думают люди?
-Каждый катаклизм (а других событий у нас не бывает) в нашей стране стабильно заканчивается двумя результатами: появляется десяток-другой новых миллиардеров (с пополнением доходов «старых») и тотальное обнищание остальной части населения.
Что-то не слышно, чтобы хоть один олигарх в патриотическом порыве срочно начал строить авиазавод, фармацевтическую фабрику или хотя бы скрепки отечественные начал производить (у нас и скрепки китайские).
-«…россиянам нужно приготовиться к самому худшему…»
Беда нынешней России и современных россиян в том, что они только и умеют готовиться к худшему, но пальцем не шевельнут, чтобы кардинально решить проблему. К тому же они большие фантазёры, убеждённые в том, что «…эта власть ничего не поняла и ничему не научилась,,,», хотя изначально было ясно (по крайней мере мне, простому обывателю), что ничего понимать, кроме собственных интересов, она и не собиралась.
-Я не слушаю оптимистичные прогнозы в СМИ российских экономистов. А слушаю объективную оценку предстоящему коллапсу от научной элиты! А между тем, увольнения людей уже начались. Фирмы закрываются, цены повышаются! Сегодня 100 гр пачку натурального молотого кофе «Арабика» ,купила за 100 рублей. 7 марта, ее покупала за 60 рублей. Про сахар и т.д., я молчу. Цены взлетели в три раза.
Коллекционирование
Сложно представить ребенка 90-х без собственной коллекции сокровищ. Импортные жвачки и шоколадные яйца были не только желанным лакомством, но и источником новых экспонатов в коллекции фантиков или игрушек.
Пока одни расстраивались, обнаружив под оберткой жвачки уже имеющийся фантик, другие караулили у киоска новый номер журнала, в середине которого притаились постеры с любимыми звездами. Лица детских кумиров пугали родителей со стен квартиры, а остальные сокровища хранились в коробках из-под обуви или в старых родительских кошельках, подальше от вандализма со стороны младших братьев и сестер, и были предметом зависти и гордости.
Артефакты: фантики из жвачек «Турбо» и «Love is…», постеры из журналов Cool и Cool Girl, серии игрушек, фигурки из Киндер-Сюрприза (Бегемотики, Пингвинчики, Акулы, Лягушата), фишки.
Татьяна, 33 Провела детство в Мурманске:
«Фантики мы коллекционировали весьма своеобразным способом. Жвачка еще не успела потерять вкус, а свежедобытый фантик уже отправлялся в ямку, вырытую в укромном месте двора, на даче или за школой. Сверху фантик накрывали цветным стеклышком от бутылки, валявшейся поблизости, и закапывали. Называлось все это — «секретик».
Таких «секретиков» у каждого из нас были десятки. Раскапывать их было строго запрещено, даже если помнишь, где они находятся.
Повзрослев, я забросила свои «секретики» и стала собирать гербарий, который хранила в книге «Война и мир».
А что сейчас?
Сейчас предметом гордости чаще всего являются модные гаджеты. А в коллекциях современных детей можно увидеть фигурки из комиксов Marvel или все те же наклейки. Кроме того, сегодня у детей гораздо больше возможностей собирать сувениры из-за границы или наряды любимой марки.
«Акулы пера» и «Акулы политпера» (ТВ-6)
Общество и культура
«Акулы пера» выходили на ТВ-6 всего три года — с 1995-го по 1998-й. Интересно, что программа «Акулы политпера», сделанная по той же технологии «расширенной пресс-конференции», просуществовала всего лишь год (с 20 октября 1997 по 25 декабря 1998 года) и в памяти телезрителей никак не отложилась. Может быть, потому что шоу-бизнес в те «лихие 90-е» был интереснее, чем политика. Хотя нам из «десятых» сложно представить, что так бывает.
Сегодня практически любое интервью независимо от темы получает критические отзывы — мол, журналист спрашивал не то. Уникальность «Акул» была как раз в том, что там за 40 минут, кажется, задавали все мыслимые и немыслимые вопросы: от шаблонных про «творческие планы» до экспрессивных монологов от Отара Кушанашвили. Хотя «Акул» несколько раз пытались реанимировать (все с нулевым эффектом), все же нам сейчас нужно ток-шоу «про культуру», где представители самых широких слоев населения в лице СМИ спросят наконец то, что действительно волнует их целевую аудиторию.
«Звездный час» и «Джунгли зовут» (ОРТ)
Детские игры ума — одиночные и командные
«Звездный час», первая детская интеллектуальная игра, выходила на ОРТ почти десять лет — с 1992 по 2002 год. Мало кто знает, что ее придумал легендарный Влад Листьев, который нашел и ведущего, выбрав Супонева из тысячи претендентов. Программа-долгожитель закрылась после гибели Сергея Супонева.
Удивительно, но правила этой викторины не устарели до сих пор. В первом туре шестеро школьников вместе с родственниками с помощью табличек отвечают на вопросы. Каждое совпадение правильного ответа у ребенка и его компаньона-взрослого приносило «звезду». Во втором туре нужно было за минуту составить самое длинное слово из случайного набора букв. В финале побеждал тот, кто составит больше всего слов из одного длинного.
Передача «Зов джунглей» — уже задумка Супонева — была связана с коллективной работой. Это соревнование на смекалку, быстроту и сообразительность между командами «хищников» и «травоядных».
Жалеем, что сегодня нам нечего включать нашим детям и племянникам как пример познания мира в игровой форме без участия гаджетов.
12 злобных зрителей
Годы существования: 1999 — 2009Телеканал: MTV
Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» — это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, российский вариант расцвел яркими красками и просуществовал почти до самого закрытия большого российского MTV. «12 злобных зрителей» считали самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 (редко, кто был старше) оценивали клипы артистов в диапазоне от главных эмтивишных звёзд до какого-то совершенно запредельного трэша, вроде группы Ахи-Вздохи (кто слышал этот хит хоть раз, не забудет его никогда). «12 злобных зрителей» внесли вклад и филологический, слово «отстой» стало общеупотребимым. Программа выходила с промежутками целых десять лет. Имеет смысл смотреть только выпуски с ноября 1999 по январь 2002, которые вела харизматичная Яна Чурикова. После её ухода программа потускнела и в ней произошли дурацкие преобразования.
Тамагочи
Любой из тех, чьи школьные годы пришлись на 90-е, узнает маленький прибор с дисплеем и кнопками, внутри которого заточен электронный питомец, пищащий, взывающий к хозяину и требующий покормить его и поиграть с ним.
К японскому Tamagochi от компании Bandai девайсы нашего детства имели очень косвенное отношение: будучи китайскими клонами, они варьировались от более-менее точной копии до совершенно чудовищных подделок. Беспокойство зародилось после поступления на рынок моделей со сбитым таймером: многие дети, по слухам, вообще не ложились спать, чтобы следить за игрушкой, и таскали ее в школу к неудовольствию учителей и одноклассников из менее зажиточных семей. Ни к чему хорошему, разумеется, это не приводило: уже тогда, в раннем детстве, звероводы заработали свои первые неврозы.
Однако еще более благодатной почвой для безумия явилось следующее обстоятельство: в ранних канонических тамагочи (а соответственно, и в китайских клонах) количество жизней зверька было строго ограничено — от одной до трех.
После этого девайс можно было выбросить на помойку. Многие дети тяжело переносили жестокий конец любимого питомца, газеты писали даже о случаях самоубийств среди особо впечатлительных.
Наконец, информация о нескольких ДТП в Европе со смертельным исходом, вызванных тем, что (взрослые) водители отвлеклись на тамагочи, и живая память многих родителей о недавних на тот момент терактах в токийском метро сделали свое дело. Жареные факты были выхвачены из медиасолянки и демонизировали назойливую, но, в общем-то, безобидную игрушку: она стала тайным оружием японских империалистов, разработанным с целью взять реванш за Хиросиму.
Спокойнее всего в России себя чувствовали родители, которые успели потратить предназначенные для ребенка деньги на другие подарки, например тетрис «999 в 1». Бездушные кубики и схематичная змейка не бросили повзрослевших хозяев, многие устройства работают и по сей день.